Воскресшая домна сотворит чудо?

Казалось, время доменных печей безвозвратно уходит в прошлое. Но, как выяснилось, то, что когда-то олицетворяло металлургию, может благодаря достижениям науки возродиться на новом уровне

Казалось, время доменных печей, на смену которым приходят новые технологии, безвозвратно уходит в прошлое. Но, как выяснилось, то, что когда-то олицетворяло металлургию, может благодаря достижениям науки возродиться на новом уровне и совсем в другом качестве. Ученые Научно-исследовательского центра «Экология и промышленная энерготехнология» Объединенного института высоких температур Российской академии наук предложили на основе напоминающей домну высокотемпературной шахтной печи создавать заводы-энергокомплексы по безотходной переработке абсолютно всех промышленных и твердых бытовых отходов, а также бурых и каменных углей, сланцев, торфа. Строительство первых таких предприятий намечено в Челябинске, Кемерове и Коломне. Реализовать интересный проект, в выполнении которого участвовали также белорусские ученые, предложено и нашей стране. Идея уже нашла поддержку руководителей нескольких городов, и при наличии инвестиций первые три завода могут быть построены, например, возле Минска, Витебска и Полоцка. 

Но позвольте, скажет информированный читатель, от мусоросжигающих заводов в развитых странах уже отказываются! Ведь сжигать отходы – это отравлять воздух диоксинами, фуранами и прочими чрезвычайно опасными веществами.  

— В том-то и дело, что отходы у нас будут не сжигаться, а подвергаться пиролизу, то есть термическому разложению благодаря воздействию более высокой температуры, — поясняет заместитель научного руководителя российского проекта доктор технических наук Владимир Войтенко. – Волновое воздействие на шихту, использование других запатентованных находок позволяет поднять температуру до 2200 градусов, что на 650–750 градусов выше, чем в обычной доменной печи, не говоря уже о топке мусоросжигающего завода, а это принципиально иной уровень физико-химических процессов. Благодаря этим процессам токсичные соединения будут полностью разлагаться, и предприятие не окажет негативного воздействия на окружающую среду даже тогда, когда в печи будут уничтожаться ядохимикаты или химическое оружие. Это подтверждено и в документах Экспертного совета при правительстве Российской Федерации, где проекту дана высокая оценка, и в выводах государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси.

Специалисты особо подчеркнули, что предложенная экологически чистая технология еще и экономически выгодна. Ведь завод, в отличие от мусоросжигающих предприятий, где не знают, куда девать огромное количество несгоревших токсичных остатков, не только вовсе не будет производить зольные отходы, но и может выпускать много ценной продукции. Благодаря этому, кстати, сбор мусора, за который будут даже платить, станет делом выгодным. 

Прежде всего из отходов, загружаемых в печь в определенной пропорции с твердым низкокалорийным топливом и известняком, будет производиться электрическая и тепловая энергия, горючий газ и жидкие углеводороды. Кроме того, из отходов может выплавляться чугун, ферросплавы и цветные металлы, в том числе, например, аморфный алюминий, добавки которого в некоторые сплавы придает им высокую прочность. Среди выпускаемой продукции будет также металлургический кремний и полупроводниковые материалы, искусственный базальт, который пойдет на каменное литье, изготовление минеральных волокон и утеплителей. Можно производить еще углерод, цемент, керамзит и многое другое. 

Самое интересное, как подсчитали экономисты, что обходиться все это будет дешевле, чем на специализированных производствах. Построить такой завод, потратив 50–60 миллионов евро, можно за два года. Окупится же он, в зависимости от состава перерабатываемого сырья, всего за 2–5 лет. 

Конечно, при отсутствии инвестора, которого авторы проекта пока найти не могут, сложно говорить о реальности строительства первых трех заводов. Но ученые не теряют оптимизма и надеются, что им удастся и программа-максимум, то есть строительство в Беларуси 150 таких заводов, каждый из которых будет рассчитан на переработку от 15 тысяч до 0,5 миллиона тонн шихты в год. Тогда, как убеждены специалисты, в стране решится и проблема отходов, и энергетическая проблема, будут созданы дополнительные рабочие места, промышленность получит выгодные заказы на изготовление оборудования, основная часть которого – апробированные агрегаты обычной доменной печи. Немаловажно и то, что выгодные государственные заказы может получить белорусская наука, так как появится необходимость совершенствовать технологию, извлекать из отходов новые продукты. 

Поскольку перерабатывать отходы предполагается с помощью низкокалорийного топлива, подчеркивается в предложенном бизнес-плане, то развитие новой отрасли повлечет за собой организацию добычи в стране бурых углей и сланцев, добраться до которых пока не решались из-за сомнительной выгодности такого предприятия при традиционном способе сжигания извлекаемого сырья. Принципиально важно, что бурый уголь, извлеченный из-под земли как с помощью гидродобывающего оборудования и колтюбинговых технологий, так и при шахтной добыче, превращать в синтез-газ в высокотемпературной печи экономически выгоднее, чем топить этим углем любые котлы. 

— Мы полагаем, — говорит Владимир Войтенко, — что если решаемая нами проблема будет поднята на государственный уровень, то есть программа строительства таких заводов станет инвестиционным предложением правительства в ответ на намерения дружественных стран вкладывать деньги в белорусскую экономику, то успех будет гарантирован. Государственная поддержка нужна и потому, что  многопрофильные мусороперерабатывающие заводы будут вторгаться в сферу интересов очень разных ведомств, и потребуется твердое управленческое решение, чтобы уладить конфликтные ситуации до того, как они возникнут. Например, завод готов будет производить электроэнергию, но получит ли он лицензию на эту деятельность от «Белэнерго», которому конкурент, способный снизить себестоимость в 1,5–2 раза, вовсе ни к чему? То же самое можно сказать, например, и о производстве бензина и полимеров из синтез-газа, который будет получаться при переработке отходов. Концерну «Белнефтехим» такое соперничество едва ли интересно. Вот почему развитие новой отрасли должно идти с соответствующим законодательным сопровождением, чтобы соблюдались интересы всех сторон. Сегодня в Беларуси благодаря предложенному проекту есть реальная возможность приблизить решение проблемы энергетической безопасности, и такой шанс нельзя упускать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter