Владимир Гостюхин 10 марта принимал поздравления с 75-летием

Восхождение мастера

Как и Владимиру Мулявину, и Наталии Гайде, родившимся в Свердловске, актеру Владимиру Гостюхину (он тоже оттуда родом) было суждено внести значительный вклад в культуру Беларуси. Без его ролей трудно вообще представить советский и постсоветский кинематограф ­1970—1990-х годов. «Восхождение», «Охота на лис», «Чужая вотчина», «В поисках капитана Гранта», «Берег»… Роли сыпались на Гостюхина как из рога изобилия. Продолжает активно сниматься он и сегодня.

Фото  БЕЛТА

Парадокс Гостюхина-актера заключается в том, что он, окончивший ГИТИС, на самом деле беззаветно влюблен в театр, но любовь эту таит и никому не показывает. О том, как трепетно Владимир Васильевич относится к подмосткам, можно было судить по его ролям в спектаклях минского Театра киноактера «Миленький ты мой» (совместная постановка с худ­руком театра Александром Ефремовым) и «Анна Снегина» по одноименной поэме Сергея Есенина (самостоятельная работа Гостюхина-режиссера). О том, какие этические принципы близки ему в искусстве, какой театр он любит, понятно еще по одной его успешной режиссерской работе — спектаклю «Механический человек» по одноименной пьесе российского драматурга Михаила Ворфоломеева.

Говорят, Владимир Васильевич мечтал о собственном театре в Минске, но этот проект, увы, не состоялся. Театр должен был располагаться на месте нынешнего кинотеатра «Беларусь». Впрочем, его мечтам часто суждено было разбиваться о суровую реальность. Сняв мелодраму «Ботанический сад», он и в своем режиссерском кинопортфеле имеет несколько достойных проектов, однако ни один из них по разным причинам пока не воплощен в жизнь. Иногда кажется, что судьба испытывает его на прочность: а сможешь такую обиду вытерпеть, уральский самородок? В Театре Российской армии, где Гостюхин когда-то начинал свой путь после окончания ГИТИСа мебельщиком-реквизитором, спустя годы он должен был сыграть короля Лира в одноименном спектакле у режиссера Бориса Морозова, но тоже не случилось.

«Автостоп».

И все же хорошего явно было больше. Он дождался роли Рыбака в «Восхождении» у Ларисы Шепитько — и сразу какой взлет! Картина, снятая по мотивам повести Василя Быкова «Сотников», получила «Золотого медведя» в Берлине и стала для Гостюхина точкой отсчета, его константой. Все последующие предложения он соизмерял именно с ней. Однако не все режиссеры горели на работе так, как Шепитько и ее муж Элем Климов.

Можно искренне сожалеть о том, что в фильмографии Владимира Васильевича не так много комедийных работ, а этот жанр он чувствует. Насколько тонко, можно судить по роли атамана Платова в гротескном «Левше» Сергея Овчарова. Еще можно сожалеть о том, что ролей уровня Виктора Белова из «Охоты на лис» во второй половине жизни у Гостюхина было не так много, а народная любовь к сериалу «Дальнобойщики» затмила все прочее, то, что сложнее, глубже, интереснее. На смену вдумчивому советскому кино, которое в лучших своих примерах пристально вглядывалось в человека, пришли сериалы, блокбастеры, сделанные по американским лекалам, развлекательный фастфуд. И это проблема не отдельного артиста Гостюхина, а всего кинематографа. И все же есть несомненные удачи — роли в картинах «Генерал» Игоря Николаева, «Смиренное кладбище» Александра Итыгилова, «Война» Алексея Балабанова. Сотрудничество с Валерием Рыбаревым подарило три талантливых фильма — «Живой срез», «Чужая вотчина» и «Прикованный».

«В поисках капитана Гранта».

Прорывом стал и фильм Михаила Пташука «Наш бронепоезд», где впервые была предпринята попытка рассказать с большого экрана о сталинских репрессиях. Гостюхин сыграл бывшего лагерного охранника Николая Кузнецова, простого винтика репрессивной машины, послушного исполнителя системы. Случайная встреча на загородном пикнике с бывшим заключенным, которого жестко и точно сыграл Валерий Приемыхов, привела к роковым событиям. Его партнерами в этой резкой картине стали Михаил Ульянов, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, получивший за свою роль «Нику».

Одна из моих любимых ролей у Гостюхина — Алексей Воробьев, кладбищенский работяга и бригадир из драмы Александра Итыгилова «Смиренное кладбище» по прозе Сергея Каледина. Предельная откровенность, точность к деталям, скупая репортажная камера, блистательный актерский ансамбль, в котором, помимо Гостюхина, солировали Нина Русланова, Виктор Авилов, Лев Борисов, Алексей Серебряков, Всеволод Шиловский. Язык не повернется назвать «Смиренное кладбище» «чернухой». Здесь сквозит такая же боль за маленького человека, как и в пьесе «На дне» Максима Горького или в произведениях Людмилы Петрушевской. Градус экранной правды зашкаливает.

«Дальнобойщики».

А еще были пронзительные работы у Никиты Михалкова — «Авто­стоп» (здесь партнершей снова стала Нина Русланова) и «Урга — территория любви». У Виктора Турова он сыграл Завальню в картине по сборнику произведений Яна Барщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах». Вторая работа у Сергея Овчарова — генерал из «Сказа про Федота-стрельца» — тоже получилась яркой. Сыграл Гостюхин и в многострадальном «Тихом Доне» Сергея Бондарчука, не сразу вышедшем на экраны из-за конфликта с продюсерами и смонтированном уже после ухода мастера из жизни. «Не думаю, что это именно то, чего хотел Бондарчук, — говорил Гостюхин по поводу этой работы. — Я бы сказал, что это вариации на тему фильма Бондарчука… В картину попал далеко не весь материал, я же вижу... Такое ощущение, что некоторые сцены смонтированы из эпизодов. Набирали картину из лоскутов».

Телезрителям наверняка запомнился и сыгранный Гостюхиным директор «Мосфильма» Семен Васильевич Пронин из сериала Валерия Тодоровского «Оттепель». По словам режиссера, в этом образе есть черты директора «Мосфильма» Николая Сизова (в прошлом генерала МВД), замминистра кинематографии Бориса Павленка (в прошлом белорусского партизана) и режиссера Ивана Пырьева. Кто, кроме Владимира Гостюхина, смог бы сыграть сразу троих титанов?

«Наш бронепоезд».

ЦИТАТА ВЛАДИМИРА ГОСТЮХИНА

«Я всю жизнь был идейный человек. Но не состоял ни в комсомоле, ни в партии. Все время отказывался, когда приглашали куда-то вступить. Потому что видел, во что превращается высокая коммунистическая идея, которая действительно владела людьми. Когда в 1960-е ­годы по зову сердца люди ехали на целину или строительство Братской ГЭС. Но все начало вырождаться и превращаться в новую буржуазию. Появился слой советской буржуазии, которой на все стало наплевать. Эти стяжатели, мафиози в торговле, науке, искусстве оказались на самых теплых местах и очень быстро все предали».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter