Бобруйский премьерный спектакль «В списках не значился» поразил зрителей фестиваля «Перамога» в самое сердце

Восхождение к подвигу

Известно, что прозаическое произведение нелегко переносить на театральную сцену, потому что литература живет по своим законам. Проза позволяет себе массу отступлений, многостраничных погружений во внутренние переживания и монологи героев. На сцене же все должно быть ясно, убедительно, выпукло, без лишних остановок. В бобруйском театральном коллективе — Могилевском областном театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича — тем не менее решились на постановку известного прозаического произведения писателя Бориса Васильева «В списках не значился». И не прогадали.

Молодые актеры бобруйского театра глубоко проникли в характеры героев писателя Бориса Васильева.
фото предоставлено Театром драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.

Спектаклю повезло: премьерный показ прошел в Минске в программе первого Республиканского театрального фестиваля «Перамога». Не каждая премьера стартует так звонко (в Бобруйске постановку увидели чуть-чуть позже). Режиссером стал главный режиссер театра Дмитрий Нуянзин. Жанровое определение спектакля — трагедия, и это настраивает на определенный лад. Трагедийный отблеск лежит на всем повествовании, но трагедии противопоставлена высокая история любви лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего для прохождения службы в Брестскую крепость 22 июня 1941 года, и местной девушки Мирры.

Художник спектакля Ольга Машкова создала убедительное и запоминающееся пространство, в котором сначала мы видим мирную провинциальную жизнь, а после погружаемся в принявшую на себя первый удар гитлеровцев Брестскую крепость. Большое значение в спектакле играет световая партитура. Щемящей интонации добавляет присутствие в спектакле маленького Николая Плужникова — Николая в детстве играет Денис Липницкий.
Инте­ресную образную хореографию в премьере создала балетмейстер театра Рита Папруга.
Режиссер Дмитрий Нуянзин сработал на противопоставлении больших смысловых парадигм: жизни и смерти, любви и ненависти, гармонии и хаоса. Происходящее затягивает, заставляет сопереживать героям. Тьма и свет, добро и зло ведут смертельный поединок на наших глазах, обнажаются человеческие характеры, слетают маски — некоторые второстепенные герои обнажают свою человеческую суть и разочаровывают, а кто-то, наоборот, концентрирует все свои силы и совершает свое восхождение к подвигу.

Главную роль Николая Плужникова в бобруйской премьере исполнил молодой актер Дмитрий Тужаков, а в образ его возлюбленной Мирры органично вжилась Маргарита Мараховка. Актеры хорошо чувствуют друг друга, играют без нажима и экзальтации, в них есть энергия, нужное настроение, совместные сцены определенно удались, да и в общем ­ансамбле они явно не теряются.
Некогда роль лейтенанта Николая Плужникова в спектакле «В списках не значился» стала дебютной для артиста Александра Абдулова на сцене театра «Ленком».
Кроме молодых и зрелых артистов, зритель увидел новые работы признанных корифеев труппы — заслуженного артиста Беларуси Александра Парфеновича и Жанетты Зарембо. Запоминается актер Павел Микулик в образе Федорчука. Видно глубоко личное отношение режиссера Нуянзина к происходящему, повесть Бориса Васильева он несомненно пропустил через себя, как и все актеры. Зал, в котором в основном находился молодой зритель, внимал происходящему — достучаться до их сердец все-таки удалось, и не могло быть иначе.

Несмотря на трагический финал, спектакль «В списках не значился» оставляет светлое ощущение торжества любви над смертью и бедой. Он выполняет и еще одну функцию — напоминает о мощном гуманистическом потенциале советской военной прозы, которая по-прежнему в умелых руках выглядит пульсирующей, трогающей за живое, пробуждающей нашу общую боль и память.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter