Гран-при «Лiстапада» выиграла румынская лента

Вошли в историю как победители

Вчера в кинотеатре «Москва» состоялась торжественная церемония закрытия XXV Международного кинофестиваля «Лiстапад». В волнительной атмосфере праздничного ожидания, а за неделю на форуме показали 167 лент из 55 стран, кинематографисты из разных частей света подобрались в креслах, когда ведущие церемонии Евгений Лашковский и Марина Грицук сообщили, что готовы назвать имена победителей.

«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары»

Первым для вручения приза на сцену поднялся министр культуры Юрий Бондарь, поприветствовав гостей и участников юбилейной церемонии, он взял в руки красивую статуэтку, а ведущие вызвали из зала Наталью Мещанинову, режиссера картины «Сердце мира». Этот фильм о непростых взаимоотношениях ветеринара с людьми участвовал в основном конкурсе игрового кино «Лiстапада», и режиссер удостоилась приза Президента «За гуманизм и духовность в кино». Награду она принимала со счастливым выражением лица. Накануне мы говорили с Натальей о «женском кино», собеседница признавалась:

— На мой взгляд, сегодня круг тем, которые затрагивает женщина–режиссер, острее и брутальнее, чем темы, которые затрагивают мужчины–режиссеры. Но я никогда не высказываю феминистские идеи, мне это неинтересно. Есть маленькая кучка людей, и я к ней себя отношу, которые занимаются авторским кино. И огромное количество тех, кто делает прокатные или зрительские хиты. В России за последнее время появилось несколько авторских лент, которые привлекли зрителей в кинотеатры, поэтому мы сейчас обнадежены больше, чем раньше. Люди стали привыкать ходить на русское кино. «Аритмия», где я выступала сценаристом, например, прокатилась с невероятным успехом. Никто из нас не ожидал, что такое возможно. Надеюсь, «Сердце мира» зрители воспримут с не меньшим интересом.

Наталья Мещанинова

Далее следовала вереница специальных призов и упоминаний. Кинематографистов осыпали полезными подарками и дипломами, вручали часы, бытовую технику, видеокамеры и много других красивых картонных боксов с бантиками, откладывая до последнего то, ради чего собрались, собственно оглашение результатов жюри основного конкурса. Мы не будем томить наших читателей в ожидании.

Итак, Гран–при «Золото «Лiстапада» за лучший фильм» направляется в Румынию — картина «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» режиссера Раду Жуде стала абсолютным триумфатором церемонии. Надо сказать, решение — взвешенное и интеллектуальное, возглавлял жюри в этом году режиссер Юсуп Разыков, который обещал нам, что проголосует за ту картину, которая сможет его удивить. А румынская — именно такая. Это как бы
Раду Жуде
фильм в фильме: камера наблюдает, как идет подготовка шоу–спектакля на праздник города в Бухаресте, молодая девушка–режиссер — автор импрезы — хочет рассказать согражданам о том, как румыны евреев зачищали в Одессе в 1941–м, сделать реконструкцию страшных сцен массового уничтожения людей. Она читает Бабеля, очень взволнована событиями тех дней, подобный спектакль и акт раскаяния представляется ей своевременным и символическим, но ее куратору — представителю власти — нет. Их дискуссии, словесные дуэли — это приятные неспешные философские размышления о банальности зла, остроумные и полные горькой иронии. Предсказуемо, в финале румынские зрители спектакля, как и его участники из массовки, оказались совсем не готовы к признанию коллективной вины за убийства евреев и даже более того — поддержали нацистов. Их реакция девушку–режиссера испугала. Проиграв художественную битву даже не куратору из коридоров власти, а своим согражданам, она решает все бросить и вновь обратиться к Чехову. Фильм Раду Жуде причудливый по форме — его камера не выпускает главную героиню из виду ни на секунду, грань между игровым и документальным повествованием здесь едва различима. Очень свежий и смелый взгляд на проблему Холокоста, местами провокативный — не каждый день увидишь, как в кадре философствует юная особа в буквальном смысле без штанов. Но, видимо, придется зрителям привыкать к новому тренду, о чем Наталья Мещанинова говорит выше, вы помните? Женщины умеют быть брутальными.

Лучшим режиссером нынешнего форума стал китайский режиссер Цзя Чжан–Кэ, неоднократный призер фестивалей в Каннах, Венеции и Берлине. В этом году в Минске он представлял гангстерскую драму «Пепел белоснежен». Красивая девчонка смертельно влюбляется в криминального авторитета. Так вышло, что идет вместо него в тюрьму на пять лет. Все годы, проведенные за решеткой, она представляет себе, как любимый встречает ее у ворот тюрьмы... Но нет, он исчезает с поля зрения и красавицу никто не ждет, только вулкан в провинции Шаньси, откуда девчонка родом. И пепел его белоснежен. Искусная китайская бязь в этом фильме соседствует с непредсказуемыми зигзагами сюжета, что наверняка подкупило членов жюри. Как и красота исполнительницы главной роли — Чжао Тао, от лица которой невозможно глаз отвести. Ей и досталась награда «За лучшую женскую роль». Симметричный приз «За лучшую мужскую роль» вручили Степану Девонину за фильм «Сердце мира», где он играет ветеринара. Степан Девонин — супруг Натальи Мещаниновой, режиссера этой картины. Так что семья покидала фестивальный Минск не с пустыми руками.

«Сердце мира»

А над Национальным конкурсом всю неделю нависала следующая интрига: дадут ли титулованной на международных конкурсах картине Дарьи Жук «Хрусталь» премию здесь, в Минске, на родине, за «Лучший игровой фильм»? Нет, не дали. Победителем в этой номинации жюри называет Мару Тамкович с лентой «Дочь». И это очень крепкая работа минчанки, ныне студентки Варшавской киношколы. В получасовом фильме Мара ищет ответ на вопрос, что делать отцу–поляку забеременевшей после изнасилования дочери, если система правосудия от него отворачивается? Напомним, в Польше аборты запрещены. В интервью «СБ» Мара Тамкович призналась, что очень хочет снять кино в Беларуси и о Беларуси:

— На фильм «Дочь» часть денег дала мне моя киношкола, другую часть мы заработали с оператором. С постпродакшеном помогли исполнительные продюсеры. Сейчас ищу возможность снимать новый фильм здесь. Это будет картина о любви. Все–таки я девочка и пытаюсь острые темы искать в этом поле. Больше ничего не скажу.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ «ЛIСТАПАДА-2018»

Основной конкурс игрового кино

«Гран-при «Золото «Лiстапада» за лучший фильм»

«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», режиссер – Раду Жуде (Румыния, Чехия, Франция, Болгария, Германия)

«Лучшая режиссура»

Цзя Чжан-Кэ за фильм «Пепел белоснежен» (Китай, Франция, Япония)

«Лучший сценарий»

Огнен Главонич за фильм «Груз» (Сербия, Франция, Хорватия, Иран, Катар)

«Лучшая операторская работа имени Ю.А.Марухина»

Адам Баерски, Томаш Рафа за фильм «Однажды в ноябре» (Польша)

«Лучшее звуковое (музыкальное) решение фильма»

Антон Байбаков за фильм «Вулкан» (Украина, Германия)

Специальный приз жюри

«Третья жена», режиссер — Аш Мэйфэр (Вьетнам)

Национальный конкурс

«Лучший игровой фильм»

«Дочь», режиссер — Мара Тамкович

Лучший документальный фильм

«Песни для Кита», режиссер — Руслан Федотов

Лучший анимационный фильм

«Лагодны воўк», режиссер — Наталия Дарвина

Основной конкурс документального кино

«Гран–при за лучший документальный фильм»

«Домашние игры», режиссер — Алиса Коваленко (Украина, Франция, Польша)

Специальный приз жюри

«За пределом», режиссер — Марта Прус (Финляндия, Германия, Польша)

Дипломы «За выдающиеся достижения»

«Отшельник», режиссер — Артем Москалев (Россия)

«Пленница», режиссер — Бернадетт Туза–Риттер (Венгрия)

Приз зрительских симпатий

«За лучший игровой фильм»

«Юли», режиссер — Исиар Больяин (Испания, Великобритания, Германия)

«За лучший документальный фильм»

«Проект «Бабушка», режиссер — Балинт Ревес (Венгрия, Германия, Великобритания)

За лучший фильм для детской и юношеской аудитории в конкурсе «Лiстападзiк»

«Супа Модо», режиссер — Ликарион Вайнайна (Кения, Германия)

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter