Вора с поля — вон

Методов борьбы с вредителями и сорняками изобрели множество. А вот как отвадить от своего урожая воров...

Методов борьбы с вредителями и сорняками изобрели множество. А вот как отвадить от своего урожая воров — до сих пор вопрос из вопросов. Некоторые считают, что это пережитки советского прошлого, когда было «все вокруг колхозное, все вокруг — мое». Но еще Николай Михайлович Карамзин, отвечая на вопрос Александра I о положении в стране, лаконично ответил: «Воруют, государь!» И это отнюдь не только наша вредная привычка. Даже в Австрии этим летом фермеры столкнулись с невиданным доселе нашествием: за ночь кто–то особо трудолюбивый проделал в ограде отверстие и обобрал 10 рядов клубничных кустов. Унесли урожай общим весом около тонны! Если учесть, что дневная норма для сборщика — 100 кг (это 14 — 15 ведер за 8 часов), выходит, что на австрийской ферме «трудилась» целая бригада.


У нас каждый второй огородник может поделиться и не такими историями. У Виктора Скачко, начальника садоводческого участка Городейского сахарного комбината, за полгода из молодого сада более 300 саженцев яблонь унесли — фактически третью часть гектара. За ночь могли по 40 — 50 штук выкопать. И сторож круглосуточно дежурит, и машина посреди сада стоит, но... 7 км по периметру да еще и местность холмистая, попробуй тут уследи.


— Обидно терять год садоводства. Ведь саженцы уже должны были прижиться и пойти в рост, а подсаживать новые поздно. Ставить сигнализацию на такую площадь — технически возможно, но чтобы окупить ее — это нужно собирать хороший урожай 3 — 4 года, если не считать еще затраты на закладку сада, — сокрушается Виктор Викторович.


В июне в пригороде Бреста у частника за ночь 100 кг томатов из теплицы утащили. В Смолевичском районе у бабушки 40 кустов перца выкопали. В Барановичах в милицию обратились четыре дачника: с их участков вблизи деревни Крошин за ночь исчез весь чеснок на 3 миллиона рублей. Нина Александровна, жительница деревни Лесное Копыльского района, после того как у нее год назад весь виноград собрали — попробовать не успела, — на парник замок повесила. Жалуется, не спасает:


— Так все равно огород топчут. Цветы и те воруют. 4 года подряд, как только расцветут лилии, самые красивые срезают, а то и с луковицей выдерут. И ведь я постоянно дома, но никого не поймала.


И это еще — цветочки по сравнению с тем, как у нас крупный рогатый скот тащат. Трое жителей Витебской области за полгода умудрились похитить из разных районов 34 коровы на сумму 48,2 миллиона. Схема проста: поздно вечером они подъезжали к ферме, пока один следил за сторожем, двое выводили или выносили телят. Скот тотчас увозили и продавали скупщику. А в конце апреля в Поставском районе с охраняемого свинокомплекса за две недели украли 17 поросят на 23,3 миллиона рублей. Двух из похищенных животных нашли живыми в сарае работницы предприятия — основного оператора откорма. Остальных и след простыл.


Стой! Что несешь?


Найти воришек удается далеко не всегда. Скажем, выкопали 32 туи с дачного участка минчанина в Смолевичском районе на 2,5 млн. рублей. А в поселке Городище Минского района у местной жительницы неизвестный похитил декоративных растений на сумму 9,5 млн. рублей. Но найти елку — как иголку в стоге сена. Конечно, проводятся оперативно–розыскные мероприятия. Но как опознать похищенное дерево? Люминесцентной краской–то его не обрабатывали.


Так что хозяевам полей и огородов больше приходится на свою бдительность рассчитывать. В Осиповичах одна семья стала замечать, что картофельных кустов на огороде становится все меньше. Хозяин дома решил устроить засаду. Ночью заметили старуху в платочке, орудовавшую лопатой. Каково же было удивление, когда под женским платочком разглядели лицо своего соседа. У того и самого грядки были на диво. Но недаром говорят, что в чужом огороде и огурцы вкуснее, и яблоки краснее, и курица — с гусыню. Начальник милиции общественной безопасности Брестского РОВД Виталий Гончарук может привести массу примеров:


— Недавно сами дачники поймали жительницу Бреста за воровством лука и картофеля. Оказалась вполне приличная дама с высшим образованием, работает в учреждении образования. Пошла свежим воздухом подышать, увидела неогороженную территорию, думала «ничье» — решила набрать сеточку. Другой случай был, когда жители деревни увидели на рынке односельчанку, торгующую луком, при том, что у самой бурьян в огороде.


Воруют и пьяные, и трезвые. И работающие, и безработные. И стар, и млад. В Слуцком районе из фермы возле деревни Ленино трое школьников утащили 6 свиней! В мае в Слонимском районе двое молодых людей 23 — 24 лет, изрядно выпив, тоже решили заняться свиноводством: украсть поросят, вырастить их и продать. В 11 вечера пролезли через окно фермы, вынесли двух «пятачков» стоимостью миллион рублей каждый, «поселили» их у себя в сарае, но просуществовал их маленький бизнес всего пару недель до того, как поросят обнаружили. Год назад в Берестовицком районе две подружки 18 и 23 лет украли в хозяйстве почти тонну картофеля. Вывезли ее из бурта на велосипедах в укромное лесное место, затем продали, заработав более миллиона рублей. Войдя в азарт, решили залезть и в деревенский погреб одного из местных жителей, но не на того напали. В октябре их «подвиг» повторил 24–летний житель деревни Страча Островецкого района. В конце рабочего дня стащил из незапертого неохраняемого склада 10 мешков картошки, продал бабуле и на следующий день пошел за новой партией, приготовил 350 кг корнеплодов на вывоз, прикрыл соломой, однако не успел довести свой замысел до конца: мешки обнаружили, а дельца быстро вывели на чистую воду.


Но есть и настоящие профессионалы. В Витебской области недавно вычислили пять предприимчивых компаний из 3 — 4 человек. Они ездили воровать в дачные поселки, как на работу. За одной лишь группой числится 15 «вылазок». Причем если в целом количество краж почти по всем областям снижается, то с полей и огородов, увы, растет. В 2011–м за первое полугодие в Минской области обокрали порядка 460 дачников, в этом — уже 570. В Брестской области за этот год зафиксировано уже 108 краж с дач, в прошлом за этот период была всего 81. Участились и случаи воровства коров и лошадей.


Охрана спит, а вор идет


Милиция каждый сезон предупреждает: «Граждане, не провоцируйте!» Запирайте сараи, ставьте заборы, вешайте замки. Воруют то, что плохо лежит! Не стоит рассчитывать на чью–то совесть. По данным милиции, в 7 случаях из 10 главная причина воровства — доступность. Например, на Гродненщине сотрудники милиции за 5 месяцев почти сотню сторожей застали в пьяном виде плюс еще 567 разных нарушений, когда охрана спала в шапку или в принципе на ферме не было ни ограждения, ни освещения, ни сторожа. Въезд свободен: подъехал — загрузил — уехал.


В Минской области за 5 месяцев этого года руководителям АПК внесли 2.371 представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. И уже 126 хозяев привлекли к ответственности только за то, что никаких мер не приняли и не выполнили требований, содержащихся в представлении.


Хотя если смотреть в целом на цифры, то с полей воровать стали «скромнее». И в милиции замечают, что стоимость наворованного обычно даже не приближается к той, при которой наступает уголовная ответственность. Да, тащат. И муку, и молоко, и сено, и все, что только можно продать. Но умеренно, чтобы в глаза не бросалось. В несколько заходов. К примеру, у жителя деревни Повишни Ошмянского района с осени 30 кроликов унесли из сотни. А он только весной заметил, что их стало меньше...


Глава фермерского хозяйства из Узденского района Михаил Борейша помнит и другие времена:


— Лет 10 — 15 назад тоннами тащили. Приезжали с лошадьми, на тракторах, машинах. Я даже спал на поле, собаку возле себя держал, в воздух периодически стрелял. А сейчас даже сторожа не держу, ему больше заплатишь, чем уворуют. Да и сами сторожа иной раз не брезгуют украсть и продать. Своим работникам бесплатно все отдаю, чтобы им воровать не приходилось. Если придут 100 человек и возьмут 150 кг овощей — считай, что гусеницы съели.


Кстати, 88 процентов всех краж — из деревенских огородов. Если дачники еще стараются запереть на замок свое добро, то деревенские бабки–дедки даже не закрывают калитку. Впрочем, когда–то в деревнях дверь палкой подпирали и никто не заходил! Но это давно было, когда воровать друг у друга совесть не позволяла. Так что будьте бдительны. Очередная битва за урожай — впереди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter