Вопросы возникли у юристов

Виктор Каменков ответил на вопросы по видеоконференц-связи

На них посредством видеоконференц-связи ответил председатель Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Виктор КАМЕНКОВ

Председатель ВХС не в первый раз вел прием посетителей, воспользовавшись современными техническими возможностями. Правда, если ранее (например, в том же Бресте) посредством видеоконференц-связи вопросы Виктору Каменкову задавали в основном представители субъектов хозяйствования, руководители предприятий, то на этот раз на сеанс прямой связи с руководителем хозяйственного правосудия пришли исключительно юристы. Это насторожило Виктора Сергеевича. Он даже поинтересовался у представителей Хозяйственного суда Витебской области, которые занимались организацией приема граждан на месте, не является ли это специальной заготовкой? Впрочем, видеоприем показал, что у юристов накопились достаточно актуальные вопросы, продиктованные самой жизнью. Для иллюстрации приведем часть состоявшегося диалога.

— Распространяется ли на предварительные договоры купли-продажи недвижимости правила о крупных сделках? — поинтересовалась заместитель председателя президиума Витебской областной коллегии адвокатов Елена Барашкова.

— Вопрос вы, Елена Михайловна, — заметил председатель ВХС, — задали очень серьезный. Проанализировав действующее законодательство, мы пришли к утвердительному ответу на него. И вот почему.

Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Республики Беларусь по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (пункт 3 статьи 399 ГК).

В силу пункта 5 статьи 399 ГК, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, действуют правила, установленные для заключения договоров в обязательном порядке (пункт 4 статьи 415 ГК), то есть другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить основной договор.

В соответствии со статьей 58 Закона «О хозяйственных обществах» к крупным сделкам хозяйственного общества относятся сделки, влекущие как приобретение, отчуждение, так и возможность отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов этого общества.

Исходя из приведенных законодательных норм, при заключении хозяйственным обществом предварительного договора должны учитываться правила о порядке заключения крупной сделки.

— Еще вопрос, Виктор Сергеевич. В договоре поставки, купли-продажи указана оплата товара в валюте. Если оплата производится несвоевременно, можно ли взыскать курсовую разницу как убытки?

— Как известно, в соответствии со статьей 141 Гражданского кодекса законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории нашей страны, является белорусский рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Беларуси определяются законодательством.

Согласно части 1 статьи 298 ГК, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон. Исходя из части 1 статьи 14 ГК, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.

На основании частей 1, 2 статьи 364 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Как следует из части 2 данной статьи, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Вместе с тем, с учетом части 2 статьи 100 ХПК, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.

Адвокат специализированной юридической консультации Витебской областной коллегии адвокатов Елена Быкова спросила у Виктора Каменкова:

— Является ли существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, девальвация белорусского рубля? Имеется ли судебная практика по искам, связанным с расторжением договора в связи с таким обстоятельствами? Если имеется, то какая?

— Мы пока, Елена Ивановна, получили лишь несколько исков такого рода. Достаточная для анализа современная практика рассмотрения дел о расторжении договора в связи с девальвацией белорусского рубля отсутствует. Высшим Хозяйственным Судом проводился анализ практики рассмотрения дел о расторжении договора в связи с ростом курса иностранной валюты, принимаемый истцом в качестве существенного изменения обстоя-тельств. По результатам анализа установлено, что рост курса иностранной валюты не может являться абсолютно достаточным основанием для расторжения договора. Вместе с тем в каждом конкретном случае необходимо анализировать совокупность условий, предполагаемых статьей 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Исходя из части 2 этой статьи, таковыми условиями являются следующие:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Юрисконсульта ОАО «Оршасырзавод» Галину Шпотаковскую интересовала методика расчета при взыскании основного долга с учетом инфляции.

— В соответствии с частью 2 статьи 366 Гражданского кодекса, — разъяснил Виктор Каменков, — если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании пункта 1 статьи 366 ГК, он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму.

Согласно абзацу 2 пункта 32 постановления пленума Высшего Хозяйственного Суда от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами», взыскание суммы процентов по пункту 1 статьи 366 ГК имеет зачетный характер. То есть данная сумма входит в сумму долга, увеличенную с учетом инфляции, или сумму доказанных кредитором убытков. Из этого, Галина Николаевна, следует, что в случае, если сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышает сумму процентов по пункту 1 статьи 366 ГК, то взыскиваются сумма процентов и сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, в части, их превышающей.

— Каким образом и насколько эффективно может быть задействован потенциал экономического правосудия при решении вопросов, связанных с дебиторской задолженностью? — прозвучал очередной вопрос к председателю ВХС.

— Конечно, потенциал экономического правосудия очень большой, — согласился Виктор Сергеевич. — Но он имеется не только у него. В последнее время во все органы власти снизу доверху, от райисполкомов до правительства, я вношу предложение о повышении их роли в решении вопросов такого рода. Например, облисполкомами созданы комиссии по неплатежам. В зависимости от эффективности работы этих комиссий и осуществляются расчеты в том или ином регионе. В белорусской столице многих дел о взыскании платежей (жилищно-коммунальных и других) удается избегать потому, что продуктивно работает комиссия Мингорисполкома. К сожалению, в других регионах комиссии по неплатежам функционируют не лучшим образом. Я предлагаю их реорганизовать и назвать комиссиями по мониторингу выполнения долговых обязательств. Почему? Потому, что уже в хозяйственные суды поступают иски, в которых фигурируют большие денежные суммы, в том числе по штрафным санкциям, пени.

Что касается непосредственно дебиторской задолженности, то хозяйственные суды Беларуси рассматривают их, если в соответствующих договорах это прописано. Если же в них указано, что это компетенция суда другой страны, то мы, естественно, не беремся за рассмотрение таких дел.

— А существуют ли проблемы в исполнении решений белорусских хозяйственных судов другими государствами? — последовал вопрос от журналистов.

— Мы сейчас занимаемся пристальным изучением данных проблем. Обратились к субъектам хозяйствования, чтобы они высказались по этому поводу. Рассчитываем, что к концу года получим более полную картину. Пока же могу отметить, что в Российской Федерации различные суды неодинаково относятся к нашим решениям. Нам приходится вмешиваться и с помощью Высшего Арбитражного Суда России добиваться исполнения решений. Возникали проблемы с исполнением наших судебных постановлений и в Украине. В Германии полтора года медлили по одному из дел, но мы все-таки добились исполнения решения.

— Система экономического правосудия уже более полугода работает в новых правовых условиях. Насколько адаптировались к новому законодательству хозяйственные суды и субъекты хозяйствования? — последовал новый журналистский вопрос.

— Я совсем недавно анализировал оперативную информацию, связанную с общим состоянием дел. И что тут интересного. Общее количество поступивших дел сократилось на 13 тысяч, а исковых заявлений поступило меньше на 30 тысяч. Это прямое последствие того, что по-настоя-щему заработал претензионный порядок разрешения споров. А вот приказное производство выросло на 40 тысяч, увеличилась результативность принудительных процедур. От законодательных нововведений выиграли все. Субъекты хозяйствования, в целом экономика с одной стороны. С другой — выиграли и хозяйственные суды. Месячная нагрузка на судью по итогам прошлого года превысила сотню дел, в нынешнем она сократилась до 82. Есть и иные плюсы. Надеюсь, что столь результативными окажутся и другие наши законодательные нововведения.

----------------------------------------

Послесловие к приему

— Я рассматриваю форму приема граждан и представителей юридических лиц посредством видеоконференц-связи, — отметил Виктор Каменков после ответа на вопросы витебских юристов, — как хорошее дополнение к применяемым традиционным формам приема. Я принимаю посетителей каждый понедельник в своем служебном кабинете. Веду приемы в регионах, когда участвую в заседаниях исполкомов или выезжаю в суды на проверки. Любому приему, в том числе и посредством видеоконференц-связи, предшествует соответствующая подготовительная работа.

Порой поднимаемые посетителями вопросы оказываются вне моей компетенции. В таких случаях приходится обращаться за помощью в другие ведомства. После приема в Гомеле было направлено письмо руководству Верховного Суда. Они внесли протест по делу, решение по которому обжаловал мой посетитель. Жилищный вопрос другого посетителя удалось решить с помощью министра жилищно-коммунального хозяйства. Но надо понимать, что попасть на прием — это не значит решить любую проблему. Иногда приходится мне посетителям и отказывать: когда они не правы, получили обоснованный отказ на всех уровнях.

Всех волнует состояние экономики: что и как будет? Находить ответы на эти вопросы важно в том числе и через призму хозяйственного судопроизводства, через призму права. Возникали сахарные, бензиновые неурядицы — у нас появлялись соответствующие дела. Что вполне объяснимо: хозяйственные суды находятся на острие экономических проблем.

----------------------------------------

На снимке: во время приема посетителей Витебщины председателем ВХС Виктором КАМЕНКОВЫМ с помощью видеоконференц-связи.

Фото: Евгений ЕРОХИН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter