Вопросы есть. Найдутся ли ответы?

Обсуждаемые на Всемирном экономическом форуме вызовы и угрозы невозможно решить без Китая и России, которые на форуме не представлены

В минувший понедельник в Давосе открылся съезд капиталистических миллиардеров — Всемирный экономический форум. Зарегистрировались 2,7 тысячи участников из 52 стран, 116 миллиардеров. Но такое представительство только внешне выглядит репрезентативно. Дело в том, что более половины представленных государств (30 стран) — европейские. А подавляющее большинство богачей родом из США и ЕС. По разным причинам на форуме не будет ни российской, ни китайской делегаций. Собственно говоря, от «всемирного» у мероприятия в Давосе осталось только название. На деле международное, глобальное событие превратилось в съезд представителей коллективного Запада, несколько разбавленный гостями из других регионов (Индии, Персидского залива), которые стараются проводить многовекторную, прагматичную экономическую политику. Поэтому им, естественно, интересно посмотреть вблизи, что происходит в развитом капиталистическом мире. Но свой статус площадки для неформального решения наиболее острых экономических проблем Давос, пожалуй, уже утратил. В повестке есть место для обсуждения угрозам и рискам. Но очевидно, что без полноценного участия в дискуссии Китая, России и других государств с этой проблематикой исключительно западному миру не справиться. 

коллаж любови царюк

Собственно говоря, с точки зрения угроз и вызовов нынешний Давос не открыл Америку. Они перекочевали в повестку этого года из предыдущего десятилетия. Это и рост стоимости жизни (другими словами — раскручивание спирали бедности), и продовольственная безопасность, и экологические проблемы. Все эти вызовы взаимосвязаны, существовали и раньше. Единственное отличие, что будоражили они Землю по очереди. А сейчас навалились скопом. «Идеальный шторм» продолжается, уж извините за штамп. 

И если в каких-то мелочах, деталях и нюансах с повесткой в Давосе можно и поспорить, то в основном акценты расставлены верно и четко. Другой вопрос: смогут ли изобрести формулы для решения этих глобальных проблем? Подчеркну: именно глобальных. Значит, и вырабатывать инструментарий логично в широком, в самом широком формате. С участием не только англосаксонского и европейского мира, но и всех без исключения значимых игроков на международной политической и экономической арене. Развести тучи руками западным междусобойчиком не получится. Тем более что последние три года это уже пытаются делать. И проблемы не уходят, а только актуализируются и обостряются. 

Возьмем хотя бы тему подорожания стоимости жизни. Если говорить откровенно — проблему мировой инфляции. Всем известна ее природа — чрезмерная эмиссия многих центральных банков. И впереди были американская ФРС и европейский Центробанк. Напечатав денег больше, чем за предыдущие 100 лет, США и ЕС и спровоцировали мировой рост цен. В том числе и сырьевых. 

Собственно говоря, а что обсуждать по этой проблематике? Особенно в столь узком составе?! Вопрос-то назрел переустройства глобальной финансовой системы. Она и раньше не являлась идеальной, но, по крайней мере, страны — эмитенты резервных валют вели себя более-менее ответственно. А с 2020 года проводили не просто рискованную, а совершенно безалаберную монетарную политику. Тут должен стоять вопрос не столько о расширении бедности, сколько о причине ее роста. По крайней мере, в последние три года. А причина-то кроется в бесконтрольности мировой финансовой системы. Точнее, ее контролируют США и в какой-то степени ЕС. И пытаются этот контроль обернуть игрой только в свои ворота. 

Обсуждать продовольственную планетарную безопасность без Китая и России — почти бессмысленное занятие. Китай — один из самых крупных производителей и потребителей продовольствия в мире. А в последнее десятилетие активно инвестирует в аграрные активы в других странах. Россия — ключевой игрок на рынке зерновых. Плюс весомый (особенно вместе с Беларусью) поставщик на мировые рынки удобрений. Без этих двух стран продовольственная глобальная картина становится не просто неполной, а однобокой. 

Напряжение на рынке продовольствия возникло не только из-за переменчивой и плохой погоды. В более значительной степени повлияли субъективные факторы. А именно — энергетический кризис в ЕС, совершенно рукотворный. А затем и геополитическое противостояние с введением разнообразных санкций. По этой причине и произошли многие неприятности в мировом аграрном секторе. Плюс уже упоминавшаяся мировая инфляция. 

Экологическая повестка — вообще отдельный разговор. Уже совершенно очевидно, что каким-то образом возможно снизить давление на окружающую среду только совместными усилиями. Причем не политизировать климатическую повестку, а ставить во главу угла экологию без попыток создать на дутом беспокойстве за будущее планеты преимущества для той или иной экономики. Но пока такой диалог и близко не выстраивается. Поэтому декларации о зеленом энергопереходе пока на деле заканчиваются расширением той же угольной энергетики. 

Словом, вопросы на Давосском форуме поставлены, несомненно, правильные и интересные. Только будут ли найдены ответы?!

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter