Мигрантки с детьми стали чаще нарушать границу

Вопрос ребром Адама

В спецпомещении Брестской пограничной группы уже несколько недель живет необычная семья из Таджикистана: дама с шестимесячным ребенком на руках. Она же — организатор канала поставки нелегалов в Европу. Скоро ей придется отвечать перед законом. Пограничники констатируют: женщины все чаще стали нарушать границу, прикрываясь беременностью или малолетними детьми. Причины при этом у всех разные.


Пограничники тщательно проверяют документы на въезд.

Бирахмона (имя изменено. — А.М.) выходит на прогулку с ребенком в сопровождении конвоира. Она отворачивается от камеры, общаться с ней не рекомендуется. 38–летнюю таджичку не так давно задержали оперативники на брестском вокзале. Вместе с ней приехала семья из Афганистана, которую планировала отправить в Европу по поддельным документам. Те, говорит начальник пресс–службы Брестской погрангруппы Александр Кислов, спасались от войны, вот только не имели статуса беженцев:

— Семья из шести человек жила в одном из афганских селений. Их в свое время притесняли талибы. Тогда они уехали в Таджикистан, где попросили убежища. А конечной целью путешествия, как выяснилось, была Европа. В Таджикистане они познакомились с Бирахмоной. У той были связи, благодаря которым она сделала поддельные документы. За это афганцы заплатили 50 тысяч долларов.

В Беларусь ехали через Россию. Кто–то самолетом, кто–то поездом. Дальше глава семейства попытался первым пробраться легально в ЕС. Но наряд уловку обнаружил, нарушителя задержали. Его отправили в изолятор временного содержания, возбудили уголовное дело.

Бирахмоне, которая, судя по всему, впоследствии сама собиралась вырваться в ЕС, также грозит судимость и депортация за тяжкое преступление. Вероятно, она действовала не одна и работала скорее проводником. Специалисты пограничной службы утверждают: женщин, ждущих ребенка или с маленькими детьми на руках, мафия, которая занимается миграционным трафиком, охотно вербует в свои ряды, рассчитывая, что к ним пограничники будут более снисходительны.

Подделку выявят зоркий глаз пограничника и специальная аппаратура.

На то же надеются и сами нарушители. Беременные, по словам Александра Кислова, есть в каждой группе нелегалов. Попадаются даже те, кто притворяется семейной парой. Мужчины, у которых не все в порядке с документами, могут и заплатить беременной мигрантке, чтобы та сыграла роль супруги. А иногда дети и вовсе выступают в роли живого щита. Александр Кислов приводит пример:

— Недавно в поезде на западном направлении разыгралась драма. Пограничный наряд заметил, что многодетный кавказец предъявил липу. Нарушителя нужно было задержать, но малыши бросились на его защиту со слезами: мол, не забирайте папу! При этом закон один для всех. Разве что дети и беременные нарушительницы содержатся не в «клетке». У них более комфортные условия.

При этом пограничники предупреждают: досмотр идет тщательный, и никому никаких поблажек не делают. Повышенную бдительность Александр Кислов объясняет так:

— Мы видим, что творится в мире. Вспомните недавние теракты и на Востоке, и в Европе. Боевиками ИГИЛ могут быть люди любого пола. В первую очередь выходцы с Кавказа, из Северной Африки и с Ближнего Востока.

Впрочем, нарушают барышни нашу границу не только на выезд в Евросоюз. Пока одни ищут счастья за Бугом, другие лучшие условия жизни находят в Беларуси. Цель мигранток из нашей южной соседки — достойно родить. Для многих из них Брестский роддом, по сравнению с сельскими больницами где–нибудь в волынской глуши, — настоящий санаторий. Официально, по словам его главврача Анатолия Дашко, ежегодно здесь рожают около 300 иностранок. Подавляющее большинство — украинки и россиянки. В основном они приходят заранее. Роды медики принимают бесплатно, но проживание стоит в сутки почти миллион рублей. И это касается даже беженцев, которым бесплатно оказывают только амбулаторную помощь.

С нарушителями придется разбираться отдельно...

Есть и заграничные гостьи, надеющиеся схитрить. В первую очередь те, у кого не в порядке документы. Или их нет вовсе. Александр Кислов говорит, что некоторые берут паспорта родственников и даже воруют их. Как правило, у своих земляков.

— Совсем недавно мы задержали нарушительницу прямо на границе. Она предъявила ворованный паспорт. Дама южной внешности украла его, скорее всего, у своей соотечественницы. Мы ее задержали и тут же передали сопредельной стороне. Всего же женщины–нарушители составляют около 10 процентов от общего числа тех, кто пытается незаконно пересечь границу.

Особая ситуация


С каждой мигранткой, у которой возникают проблемы с документами на границе, приходится работать отдельно. Некоторые действительно могут рассчитывать на снисхождение. Это касается тех, кто пострадал от домашнего насилия или стал жертвой торговли людьми. В начале года в кризисной комнате Бреста оказалась беременная чеченка, возвращавшаяся с двухлетним ребенком из Польши. Александр Кислов знает все о ее мытарствах:

— Женщина предъявила на въезд в Беларусь чужие документы. Мы стали разбираться в ситуации. Оказалось, она жила с мужем церковным браком. Родители были против. Она, вопреки их воле, уехала жить с супругом в Австрию, потом перебралась в Польшу, где ее благоверный завел себе еще одну даму сердца. А свою первую супругу начал избивать. Та неоднократно обращалась в полицию, и тирана арестовывали. Тогда он стал угрожать, что убьет ее. Пострадавшая попросила у знакомых документы и поехала домой.

Отправлять назад ее не стали. Передали под опеку милиции, и, возможно, скоро она окажется на родине.

alexbresta@gmail.com

Фото пресс-службы Брестской пограничной группы.

Советская Белоруссия № 70 (24952). Пятница, 15 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter