Вопрос - ответ

Купила в магазине колготки и только дома обнаружила дефект - довольно большого размера дырку.
Купила в магазине колготки и только дома обнаружила дефект - довольно большого размера дырку. Причем сомнений в том, что это производственный брак, никаких быть не может - так аккуратно порвать самому вряд ли удастся. Я обратилась в магазин с просьбой поменять мне колготки или вернуть деньги. Мне отказали на том основании, что чулочно-носочные изделия входят в перечень товаров, не подлежащих обмену. Интересная получается ситуация: выходит, можно продавать бракованные носки и чулки и ничего за это не будет?

С.Ковалева, Мозырь.

К сожалению, сотрудники магазина просто ввели вас в заблуждение. Умышленно или по незнанию - судить не берусь, хотя больше склоняюсь к первому варианту. Дело в том, что была совершена своеобразная подмена - вам дали ответ не на то требование, которое вы заявляли. Попробую объяснить подробно. Статья 26 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает право потребителя на обмен товара надлежащего качества: "Потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму". Что следует из положений статьи, которую я процитировала? Из них следует, что если вы купили, скажем, свитер для мужа, претензий к качеству у вас никаких нет, но вы ошиблись в размере или мужу не понравилась расцветка, или он просто плохо сидит, вы смело можете в течение 14 дней обменять свитер на другой. Однако надо учитывать, что не все товары подлежат обмену по указанным в статье 26 Закона "О защите прав потребителей" основаниям. Постановлением Совета Министров от 14 июня 2002 г. утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Перечень достаточно большой и включает в себя в том числе и чулочно-носочные изделия. В этом смысле сотрудники магазина, где вы купили колготки, оказались правы. Не правы они оказались в другом. Если бы вы попросили обменять колготки или вернуть деньги потому, что они вам не подошли по размеру или по цвету, или по каким-то другим причинам, - такое требование удовлетворено, как вы уже наверняка поняли, быть не может. Совсем другое дело, если колготки оказались ненадлежащего качества. В этом случае указанное выше постановление, разумеется, не применяется (в нем идет речь только о доброкачественных товарах) и в действие вступают совсем иные правила. А именно статья 19 Закона "О защите прав потребителей", которая устанавливает права потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Потребитель, в частности, вправе потребовать или замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, или соразмерного уменьшения покупной цены товара, или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, или возмещения расходов по устранению недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Потребитель также вправе вместо уже перечисленных требований пожелать расторгнуть договор купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Таким образом, я бы посоветовала вам еще раз обратиться в магазин, уже будучи юридически подкованной в этом вопросе. В случае отказа у вас еще есть возможность обратиться к изготовителю товара с аналогичным требованием, хотя я понимаю, что чаще всего это гораздо сложнее, чем обратиться к продавцу. Если ни один из этих вариантов не принесет желаемого результата, остается еще возможность обратиться в суд и, кроме своего основного требования, я думаю, стоит попросить суд присудить вам компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения продавцом ваших прав как потребителя, предусмотренных законодательством.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter