Воссоединение западнобелорусских земель в составе БССР обсудили на парламентских слушаниях

Вопрос особой важности

Почему именно 17 сентября эксперты считают ключевой датой Года народного единства и как мы можем противостоять попыткам расколоть наше общество

Молодое белорусское суверенное государство оказалось на пересечении интересов крупных мировых игроков, в центре непрекращающихся информационных войн и процессов глобализации. В таких условиях консолидация общества и сплочение народа обретают особую важность. Ключевой датой Года народного единства призвана стать дата 17 сентября. В этот день в 1939 году воссоединение Западной Белоруссии с ­БССР предотвратило угрозу полонизации и ассимиляции белорусов. Международные и геополитические последствия объединения белорусского народа, история белорусско-польских отношений, совершенствование законодательства по сохранению исторического наследия обсуждались вчера на парламентских слушаниях «Территориальная целостность и народное единство Беларуси. Историко-правовые аспекты воссоединения западнобелорусских земель в составе ­БССР».

Изучая документы. Владимир Андрейченко и директор Национального архива Андрей Демянюк.

Пересмотра истории не будет

Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко отметил, что мероприятие является продолжением работы по защите исторической правды.

Для нашей страны один из ключевых моментов в истории — воссоединение западнобелорусских земель в составе ­БССР. И цель парламентских слушаний — посмотреть на это событие глазами белорусов, расставить политические акценты, исходя из своих национальных интересов. 

— Мы никогда прежде не выносили подобные вопросы на такой уровень, чтобы не задевать национальные чувства наших соседей. Но, к сожалению, это воспринимается как слабость, неспособность отстоять свои интересы и только подстегивает определенные силы, стремящиеся расколоть белорусское общество, — считает председатель Палаты представителей. 

Он подчеркнул, что народ, у которого не сформирована коллективная память, обречен на утрату идентичности, а значит, и права самостоятельно определять свою судьбу:

— Существуют границы, пересекать которые не позволено никому. Пересмотра истории, героизации нацистов и их пособников, оправдания экстремизма и реваншизма в Беларуси не будет. Это наша принципиальная, жесткая позиция.
При этом председатель Палаты представителей заметил, что мы ни в коем случае не должны отождествлять отдельных зарубежных политиков с целыми странами и народами. Наша задача  не формирование образа врага, а защита исторической правды. Тем более и в белорусско-польской истории немало примеров, которые являются предметом общей гордости. Так, с первых дней войны белорусы плечом к плечу с поляками сражались с фашистскими захватчиками, напомнил спикер: 

— Мы никому не угрожаем, не имеем территориальных претензий. Единственное наше стремление — это сохранить независимость Беларуси. 

Экспонаты выставки, работавшей во время слушаний.

Акт исторической справедливости

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк обратил внимание журналистов:

— Этот год объявлен Годом народного единства в том числе и в связи с событиями, когда чужие силы стремились наше единство расколоть (в прошлом году. — Прим. ред.). 

Поэтому проблема территориальной целостности и национальное единство, которые мы обрели в ходе трагичных, весьма противоречивых событий, приобретают особую актуальность.

Остроту темы усиливает и тот факт, что на всей территории Восточной Европы сейчас идут «войны за историю», когда многие факты в угоду политическим интересам искажаются и преподносятся в выгодном свете. К примеру, всякого рода публика, именующая себя «историками», на некоторых интернет-ресурсах пишет фразы «так называемая Западная Белоруссия», «так называемая Западная Украина». 

— Такое впечатление, как будто мы отобрали у поляков их извечные земли, а воссоединение Беларуси — это результат «злой воли двух режимов», а не результат борьбы белорусского народа, — сказал Игорь Марзалюк.

В Овальном зале Дома Правительства.
Фото  БЕЛТА

Ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович отметил, что события осени 1939 года большинство белорусов воспринимало как акт исторической справедливости, встречало Красную армию как освободительницу от национального притеснения.

За короткое время в западных областях была налажена бесплатная система медицинского обслуживания, появилось почти 6 тысяч школ, больше 4,5 тысячи из которых вели обучение на белорусском языке, были открыты пять вузов, пять театров.

— Строились новые фабрики и заводы. В конце 1940 года в западных областях ­БССР действовали 392 промышленных производства, на которых было занято около 40 тысяч рабочих. Объем валовой продукции промышленности увеличился почти в два раза в сравнении с 1938-м и составил более 27 процентов промышленного производства республики. К 1941 году безработица в регионе была практически ликвидирована, — перечислил факты ректор Академии управления.

Мобилизация патриотических сил

По мнению декана факультета философии и социальных наук БГУ кандидата исторических наук, доцента Вадима Гигина, мы постоянно должны говорить об истории нашей государственности, чтобы ни внутри страны, ни вовне не забывали: белорусы здесь живут тысячелетиями.

Вадим Гигин уверен, что кризис прошлого года встряхнул белорусское общество, привел к мобилизации патриотических сил. Соответственно, больше внимания стало уделяться истории. Ведь даже в основе экономики, по словам декана, лежит осознание людьми своей историко-культурной принадлежности.

Рижский мир — черная страница истории Беларуси, но этот договор, как бы это ни казалось странным, имел и положительные черты.

— По договору между ­СССР и Литвой от 12 июля 1920 года граница должна была пройти чуть западнее Молодечно. И если бы Виленский край не был захвачен войсками Пилсудского, в межвоенный период несколько белорусских районов входили бы в состав Литовской Республики. Кстати, идея создать в рамках Литвы белорусскую автономию была очень популярна — настолько не хотели войти в состав Польши, — пояснил Вадим Гигин.

Он добавил, что в июне 1923-го руководство ­БССР предложило Москве план укрупнения республики, чему воспротивились власти Витебщины, Могилевщины и Гомельщины:

— В августе витебские и смоленские власти организовали оргкомитет по созданию западной области в ­РСФСР. Москва решила ее не создавать (это принципиальное решение для белорусской государственности!), а включить их в состав ­БССР. Для этого был даже создан чрезвычайный орган. И, применяя жесткие, зачастую диктаторские меры, они преодолели сопротивление местных властей. Территория Беларуси увеличилась более чем в два раза — до 110 тысяч квадратных километров, а население до 4,2 миллиона человек.

Политика советской власти, особенно в сравнении с польской, в тот период показывает, где было подлинное нацио­нальное государственное развитие Беларуси и насколько сложным был процесс формирования территориальной целостности ­БССР, убежден Вадим Гигин:

— Мне кажется, мы должны ценить советский период нашей истории, поскольку именно тогда сформировалась белорусская советская государственность, а фактически современная белорусская государственность.

Что впереди?

По итогам слушаний Палата представителей рекомендовала Министерству образования при организации образовательного процесса уделить особое внимание вопросам сохранения исторической памяти об объединении белорусского народа. В частности, внедрить в школьную программу по истории Беларуси курс по темам польской оккупации, преступлениям польских и украинских националистов против мирного населения ­БССР в послевоенный период. Среди прочего Министерству культуры рекомендовано совместно с Национальной академией наук проработать вопрос о создании мемориала под рабочим названием «Уз’яднанне», посвященного объединению белорусского народа.

Варвара ­МОРОЗОВА.

varmor@sb.by

Алина ­ДАНИЛОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter