Вопрос об акционировании госизданий не стоит

Олег Пролесковский: Медийный рынок Беларуси стабилен

Министр информации провел онлайн-конференцию о будущем и настоящем белорусских СМИ

Медийный рынок Беларуси стабилен, считает министр информации Олег Пролесковский. Вчера он провел онлайн-конференцию на сайте Белорусского телеграфного агентства.

Сейчас в нашей стране зарегистрировано 1390 печатных, 241 электронное СМИ, 9 информационных агентств. «Если говорить о количественных тенденциях, то число СМИ за последние годы выросло незначительно: количество новых СМИ почти равно количеству тех, кто вынужден уходить с медийного рынка. Если рассматривать ситуацию по видам средств массовой информации, то появляется больше новых журналов, бюллетеней и каталогов», — пояснил министр информации. «Количественные показатели свидетельствуют о стабильности медийного рынка Беларуси, его в большей степени качественного, а не количественного развития», — сказал Олег Пролесковский.

Создание в Беларуси медиа­холдингов и издательских домов поможет повысить конкурентоспособность СМИ, считает министр информации. Такой подход предусмотрен основными направлениями стратегического развития отрасли печати и средств массовой информации на 2011—2015 годы, разработанными Министерством информации и согласованными правительством.

Как отметил министр, такие структуры будут обеспечивать выпуск газет и журналов схожих тематических направлений, а также отраслевых СМИ. «Это позволяет оптимизировать расходы, сконцентрировать организационно-творческий и финансовый потенциал. В результате повышается конкурентоспособность СМИ как в содержательном, так и в экономическом плане», — пояснил глава ведомства.

«Данный вопрос остается актуальным, в том числе и с учетом сложившейся экономической ситуации, когда оптимизация деятельности приобретает первостепенное значение», — сказал Олег Пролесковский.

Коснулся он и вопроса об акционировании государственных печатных изданий, пояснив, что такой сейчас не рассматривается.

«Другое дело, что нет проблемы для кого-то создать средство массовой информации в форме акционерного общества или какой-либо другой форме хозяйствования. Но несколько государственных изданий все равно будет. Это обычная практика, во всяком случае для постсоветского пространства», — считает Олег Пролесковский.

«Если государство не возьмет на себя роль по поддержке изданий для молодежи, на темы культуры, то они попросту пропадут и не выживут. Поэтому вопрос об акционировании изданий не стоит», — подчеркнул Олег Пролесковский.

Проблемы распространения и получения альтернативной информации в Беларуси не существует, считает министр информации. Он отметил, что в республике проходит масса разных ток-шоу, круглых столов и других мероприятий, где можно обменяться мнениями, но многие так называемые независимые эксперты их просто игнорируют. Помимо государственных, есть частные, независимые газеты, сетевые СМИ.

«Поэтому эксперты, комментаторы, те, кто хочет высказаться, — высказывайтесь! Проблемы распространения и получения альтернативной информации в Беларуси не существует. Это большие сказки нашей оппозиции, что ее в чем-то зажимают, не пускают куда-то (она зачастую сама никуда не идет). Другое дело, что не стоит злиться, а стоит прислушаться к тому, что говорят другие», — сказал Олег Пролесковский.

Вместе с тем, по мнению министра, некоторые СМИ занимают не всегда объективную позицию, полностью игнорируют недостатки, и Мининформ критикует их за беззубость. Но большинство государственных изданий дают достаточно критики, которая наводит шорох на местах, в рядах управленцев, чиновников. Есть и другая крайность — издания, где нет ни одного хорошего слова о стране, обществе, где радуются всем поражениям. А истина посередине. Журналистика — это зеркало объективной критики (не критиканства).

В Беларуси необходимо развивать продажу интернет-контента СМИ и подписку на интернет-версии, считает Олег Пролесковский, комментируя повышение цен на полиграфические услуги.

В этом году газетная бумага подорожала более чем на 60 %, офсетная и мелованная — почти в 4 раза. Вдвое увеличились и цены на полиграфические услуги — здесь также высока доля импортной составляющей. «Все это не могло не сказаться на экономическом положении редакций: расходная часть увеличилась весьма существенно», — отметил Олег Пролесковский.

По его мнению, в нынешних условиях редакциям необходимо детально проанализировать экономическую составляющую своей работы, оптимизировать штатные расписания, все затраты, связанные с редакционно-издательским процессом. Нужно активно работать по продвижению изданий, привлечению рекламы, установлению оптимальных цен, позволяющих получать нормальные доходы, сохраняя конкурентоспособность по ценовому фактору, то есть тираж.

«Безусловно, надо развивать и такую форму, как подписка на интернет-версии, продажа интернет-контента изданий. Это позволяет за­страховаться от рисков, связанных с удорожанием бумаги и типографских услуг. К тому же веб-технологии — наиболее перспективное направление развития СМИ, и здесь очень важно не опоздать, иначе можно проиграть в конкурентной борьбе», — отметил глава ведомства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter