Вопрос о земле

Оборот участков: всем выйти из тени!
Оборот участков: всем выйти из тени!

С 1 мая у собственников и владельцев земли, выделенной под строительство дома, началась новая жизнь. Скажем так: более ответственная. Ведь теперь, если после выделения участка в пожизненное владение (или собственность) и получения разрешения на строительство прошло больше 3 лет, а здания на нем все нет, землю заберут по решению органов местной власти, в первом случае, и через суд — во втором. Как всякое нововведение, нынешнее вызвало немало вопросов, на которые сегодня ответит гость рубрики — председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов.

«Недавно я приобрел кусок земли в садоводческом товариществе под Минском. Строений там, кроме кладовки для лопаты, нет. Возводить дом мне, пожалуй, не по силам — пенсионер. Не заберут ли у меня теперь этот участок? И смогу ли я его продать?» И.Савчук, Минск.

— Норма указа Президента, по которой участок земли нельзя продать без строения, вступает в силу с 1 января 2007 года. Однако садоводов это не касается. Напомню, что в стране земля гражданам предоставляется для разных целей: строительства и обслуживания жилого дома, дачи, ведения личного подсобного хозяйства и коллективного садоводства. Как видим, обязанность что–то строить в двух последних случаях не предусмотрена по определению. Потому на землях, выделенных для коллективного садоводства, возведение жилья — право, но не обязанность. Такие участки без каких–либо условий можно будет продавать, а также пользоваться ими, не опасаясь изъятия. Ведь выделялись они в первую очередь для производства садоводческой и сельхозпродукции. Главное, чтобы наделы использовались по назначению, был посажен сад, огород, словом, не рос бурьян в рост человека.

Другое дело — дачные поселки. Вокруг Минска таких четыре. Участки здесь выделяли ученым, писателям, крупным руководителям для отдыха. Как правило, на берегу озера, в лесу. Совершение сделок с этими землями, кроме дарения близким родственникам, без строений на них со следующего года будет запрещено.


«У меня есть домик в садоводческом кооперативе, расположенном в нескольких десятках километров от Минска. Участок еще в начале 90–х я оформил в частную собственность, а вот дом не зарегистрировал. Что теперь делать?» И.Стадольник, Минск.

— Обязанность строить дом, а следовательно, и регистрировать его, как я уже говорил, предусмотрена, если земля выделена специально для дачного и жилищного строительства. Регистрировать или нет домик в садоводческом кооперативе — опять же, право, но не обязанность гражданина. Однако я бы не советовал тянуть с легализацией строения. После смерти собственника возникнут большие проблемы с оформлением наследства. Ведь пока земельный участок или другой объект недвижимости не зарегистрирован, его нет. А чтобы переоформить имущество, надо получить свидетельство о праве на наследство у нотариуса. Нотариус такой документ не выдаст, если не будет подтверждающих право собственности документов. Вот тогда вашим детям, внукам придется идти в суд и доказывать, что когда–то такой участок был выделен. Его владелец платил взносы, являлся членом кооператива, есть свидетели... Кстати, до 1991 года земли для садоводства предоставлялись не отдельно гражданам, а организациям. Теперь многие товарищества развалились, далеко не все прошли перерегистрацию. В отдельных нет ни председателя, ни правления. Проблем очень много. На днях ко мне женщина приходила. Говорит, мол, у меня тяжелая болезнь, жить осталось недолго, как оформить право собственности на участок? Начали разбираться. Оказывается, в государственном реестре нет этого садоводческого товарищества. В качестве исключения приняли решение зарегистрировать земельный надел в индивидуальном порядке.


«Наши дачи существуют с 1959 года, но до сих пор не приватизированы. Можно ли оформить землю в частном порядке? Станет ли препятствием то, что за счет ликвидации межи площадь участков увеличилась с первоначальных 6 почти до 7 соток?» Садоводы СК «Трактор».

— Типичный случай. Скажем, по проекту улица была 6 метров, фактически оказывается 3,5 метра. Потому что каждый прирезал себе по кусочку общей земли кооператива. Теперь выход один: или узаконить нарушение или ломать заборы. Но ладно бы заборы, а то ведь на самовольно занятых территориях уже и дома стоят. Это общая беда не только дач, но и поселков индивидуальной застройки. Самовольно захватывают земли соседей, сужают дороги. В таком случае орган власти, который выделял членам садоводческого товарищества участки, должен принять решение о сносе незаконных объектов или регистрации новых границ земельных наделов. Из практики знаю, очень редко принимаются решения о сносе. Но тем самым порождаются новые проблемы: с пожарной безопасностью например, идут бесконечные тяжбы с соседями. Мое мнение: все незаконно построенное, тем более если это затрагивает чьи–то интересы, надо сносить. Иначе мы никогда не научим людей правовой культуре. Сегодня к нам в комитет поступает много жалоб. Но когда их анализируешь, оказывается, в большинстве случаев граждане жалуются на те нюансы, которые должны решать сами, — идти в суд и доказывать свою правоту. Самые распространенные претензии: вот председатель кооператива плохо работает, не подготовил документы на регистрацию. Я тогда задаю встречный вопрос: а где были вы, рядовые члены садоводческого кооператива, почему слепо платили взносы и не спрашивали с того, кого, может быть, ошибочно выбрали. Соберитесь и решите проблемные вопросы. Ни Совмин, ни Госкомитет по имуществу, поверьте, их за вас это не сделает.


«У меня в собственности есть участок земли в Могилеве. По состоянию здоровья строить дом пока не могу. Через сколько лет мне нужно зарегистрировать дом, чтобы сохранить за собой землю?» С.Михайлов, Могилев.

— Если участок земли для строительства и обслуживания жилого дома был предоставлен вам до апреля 2006 года, то в вашем распоряжении есть еще 3 года, чтобы завершить строительство. Тем же, кто получит землю после, дано 3,5 года на возведение строения, а также право проводить консервацию еще на 3 года. Не укладываются в эти сроки, можно написать заявление в исполком и продлить строительство еще на год. Полагаю, за 7,5 года небольшой домик возвести можно. Это отнюдь не драконовские санкции.

Сложнее тем, кто начинал строиться в начале 90–х годов, имея доступ к дешевым кредитам. Люди ухватили деньги, которые можно было вернуть с одной месячной зарплаты. Построили огромные строения — казармы на 3 этажа, а деньги закончились. Что сейчас с ними делать? Завершить — денег нет, продать — никто не покупает. Полагаю, государство должно оценить эти «графские развалины» и выставить на аукцион. Если никто не купит, нужно достраивать за счет бюджета и отдавать, например, многодетным семьям, делать там семейные детские дома. Иногда жилье не достраивается из–за отсутствия коммуникаций. Предусмотрели и этот момент. С 1 июля 2007 года исполкомам запрещено выделять земельные участки под строительство, если к ним не подведена инженерная и транспортная инфраструктура. А тот, кто берет участок, должен очень хорошо взвешивать свои финансовые возможности: за год приступить к строительству, через 3 года получить техпаспорт на готовый объект.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter