Проект новой Конституции — один из элементов мощного фундамента дальнейшего развития Беларуси

Вопрос номер один

Несомненно, 2021-й по праву войдет в историю как год титанической работы над созданием проекта изменений и дополнений Основного Закона. Состоялось огромное количество встреч в разных форматах — от диалоговых площадок и дискуссий в Конституционной комиссии до корректировок профессиональными юристами и консультаций государственников из рабочей группы. Новая Конституция — новая система управления. Что ждет Беларусь?

На пороге новой системы госуправления

Уже есть видение того, какой пласт работы придется осилить, если общественность на всенародном обсуждении и предстоящем референдуме поддержит новации. Как сказал ­Александр Лукашенко, в случае одобрения народом нового проекта действующей власти придется отстроить систему государственного управления в стране по новой и провести соответствующие корректировки в законодательстве. Если посмотреть на проект новой Конституции, понятно, что в соответствии с ним у Президента становится несколько меньше полномочий, а у вертикали власти, наоборот, они расширяются. Всебелорусское народное собрание стоит особняком — оно приобретает особый конституционный статус.

У тех, кто принимает участие в обсуждении изменений и дополнений Конституции, возникает закономерный вопрос: насколько эффективно система государственного управления будет работать при такой организации органов власти, сможет ли ВНС выполнить роль «подушки безопасности?»

Эффективность ВНС проверена временем

Начиная с 1996 года, раз в пять лет в Беларуси проводится Всебелорусское народное собрание, на котором с учетом мнений большинства граждан принимаются важнейшие решения: программы социально-экономического развития и другие основополагающие документы. Также на нем подводятся итоги внутренней и внешней политики государства. Очевидно, что сама жизнь доказала необходимость придания этому органу народовластия конституционного статуса. Действительно, в силу своей действенности и эффективности Всебелорусское народное собрание заслужило право стать высшим представительным органом страны и получить особый статус. Как рассказал Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, согласно новому проекту Конституции, делегатами ВНС будут избираться на пять лет около 1200 человек с сохранением соответствующего статуса на этот же срок. За Народным вече — решение важнейших стратегических вопросов. Проектом также предполагается избрание на Всебелорусское народное собрание руководителей и судей Верховного и Конституционного судов, Центральной избирательной комиссии. Говоря простыми словами, просматривается возможность создания своего рода «коллективного Президента», наделенного достаточно широкими полномочиями. И его решения будут являться обязательными для государственных органов и должностных лиц.

За честные выборы и историческую справедливость

Впервые в проекте Основного Закона страны прописан запрет на финансирование избирательных кампаний из-за рубежа — необходимость принятия такой меры вызвана как событиями позапрошлого года, так и инцидентами на других избирательных кампаниях. Деструктивные элементы пытаются задействовать для достижения своих целей зарубежное финансирование — на их пути должен быть поставлен прочный заслон.

Сохранение исторической правды и памяти напрямую коррелирует с поиском той самой национальной идеи, которую мы долгие годы обсуждаем. И к этому нас тоже привела сама жизнь — со времен Великой Отечественной войны прошло почти 80 лет. Чем дальше мы отдаляемся от тех событий, тем величественнее становится подвиг нашего народа. К сожалению, уходят участники и очевидцы той войны, а современная молодежь зачастую получает искаженную информацию сквозь призму интернета и зарубежной пропаганды. События недавнего времени показали, что историю вовсе пытаются перевернуть и использовать против нас как мощный элемент гибридной вой­ны. Учитывая эти факторы, члены Конституционной комиссии справедливо решили, что вопросы необходимости сохранения исторической памяти народа должны найти должное отражение в Основном Законе.

Последнее слово — за белорусами

Всенародное обсуждение нового проекта продолжается. На этом этапе важна не только реакция типа «одобряем» или «не одобряем», а четко обоснованная и конструктивная позиция, отметил Игорь Сергеенко. Вполне естественно, что члены Конституционной комиссии могли что-то упустить, ведь они тоже люди, которым свойственно и ошибаться, и забывать. Поэтому именно широкая общественность может помочь что-то окончательно доработать и выйти на референдум с готовым и отработанным вариантом, который не вызывал бы никаких серьезных сомнений у населения. Кстати, последние социологические опросы показывают, что интерес граждан к этим вопросам достаточно высок — около 60 % ожидают конструктивных изменений и готовы принять участие в предстоящем референдуме. Для того чтобы упростить процедуру участия всех желающих в обсуждении нововведений, предложения и замечания граждан будут приниматься любыми государственными органами страны. А обобщением всех поступающих предложений с ежедневным анализом занимается Национальный центр правовой информации, который систематизирует наиболее значимые и яркие предложения.

МНЕНИЯ


Николай РАДОМАН, председатель правления ­агрокомбината «Снов», член Конституционной комиссии:

— Мы прекрасно понимаем, что меняются время, люди и их требования к жизни, взаимоотношения в обществе. Эти преобразования вынуждают вносить изменения в Конституцию. Заниматься этой работой плотно начали после Всебелорусского народного собрания и создания комиссии, в которой были представлены люди из разных сфер. Мы стали проводниками мнений тех граждан, с которыми общаемся постоянно, ведь Глава государства четко определил: Конституция должна быть создана для народа. Я придерживался мнения людей из сельской местности, где провожу много времени, хотя и эти люди во многом высказывали разные мысли. Это нормально и естественно. Важно понимать, что никогда в обществе не было единого мнения, обновленная Конституция не сможет отразить взгляды абсолютно всех белорусов, но мы делаем ее для большинства.


Игорь ХЛОБУКИН, член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы:

— Бесценные, уникальные изменения и дополнения, базирующиеся на основе действующей Конституции и учитывающие запросы общества, глобализацию, риски, вызовы и угрозы современного мира, помогут укрепить конституционный строй, сделать монолитным и прочным суверенитет нашего государства, способного устойчиво противостоять санкциям и любым «цветным революциям». Помогут уверенно пройти путь к многополярному миру и мультивалютным отношениям, избежать кризисов, нагнетаемых в стране извне, поднять на принципиально новый уровень развитие гражданского общества, подключив к вопросам управления государством все население, общественные организации и партии через вновь вводимый элемент прямого народовластия — Всебелорусское народное собрание.


Олег ДЬЯЧЕНКО, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию:

— Проект предлагаемых изменений и дополнений Конституции проникнут заботой о благе белорусского народа, о дальнейшем процветании и укреплении нашей Родины. Так, в преамбуле проекта Основного Закона изложены принципиальные положения, определяющие неотъемлемое право народа Беларуси на самоопределение, сохранение национальной самобытности и суверенитета, многовековой истории развития белорусской государственности, культурных и духовных традиций, народовластия и независимости. В центре внимания — благополучие граждан, утверждение прав и свобод человека и гражданина, правового государства и социально справедливого общества.

Всенародное обсуждение нового проекта продолжается. На этом этапе важна не только реакция типа «одобряем» или «не одобряем», а четко обоснованная и конструктивная позиция

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter