Вопрос недели

Белорусское и российское общество всколыхнули события вокруг Бронзового солдата в Эстонии. А как в наших странах относятся к воинским захоронениям и памятникам героям ?

Анатолий НОВИКОВ, руководитель Белорусского общественного объединения ветеранов:
– В Беларуси очень уважительно относятся к увековечению памяти тех, кто спас цивилизацию от фашизма. Причем работа эта ведется не от случая к случаю, а на системной основе. 
При нашем объединении существует специальная комиссия. Она выявляет неучтенные захоронения советских воинов, партизан, подпольщиков, мирного населения, погибших от рук фашистов. В центре ее внимания – состояние могил, памятников, мемориалов, которые увековечивают историю войны. Кроме того, комиссия оказывает помощь учебным заведениям в создании музеев боевой и трудовой славы, активно участвует в патриотическом воспитании молодежи.

Олег ТОЛКАЧЕВ, председатель Комиссии ГД по экономической политике:
– Если говорить об отношении государства к памятникам в целом, то сейчас ситуация существенно лучше, чем 10—15 лет назад. К примеру, появилась возможность открыть большое мемориальное военное кладбище в районе Мытищ. Однако есть мемориалы, которые пока еще содержатся не в том виде, в каком следовало бы. Позитивный момент мне видится в том, что проводится большое количество поисковой работы, устанавливаются личности погибших, их по-человечески хоронят. То, что молодежь активно участвует в этой работе, позволяет надеяться, что герои не будут забыты.

Владимир ШОКОВ, депутат Национального собрания Республики Беларусь:
– Как во всех нормальных цивилизованных государствах. Все воинские захоронения и памятники находятся под охраной государства. За каждой могилой закреплены организации, которые ухаживают за ними. В торжественной обстановке происходит перезахоронение красноармейцев, могилы которых находят при проведении поисковых мероприятий.
Я убежден, что такого вандализма по отношению к героям войны, который наблюдается в некоторых странах, в Беларуси никогда не было и не будет.

Игорь ИВЛЕВ, руководитель фонда «Поиск»:
– В отличие от ФРГ, где после войны был образован федеральный орган по учету и поиску пропавших без вести немецких солдат, мы, потерявшие почти шесть миллионов своих сограждан, не имели аналогичной структуры. В каждом районе нашей страны, где проходили бои, есть своя «Долина Смерти» – их сотни, а может быть, и тысячи. Война не окончена, пока не похоронен последний погибший солдат. Труд поисковиков необходимо поддерживать.

Сергей КОНОПЛИЧ, председатель Ельского райисполкома Гомельской области:
– Мы в неоплатном долгу перед теми, кто сражался во имя будущего, во имя всех нас. Поэтому мы должны не разрушать памятники, а, наоборот, созидать их. Это лучшее, что наше поколение может сделать для ветеранов. Кстати, недавно в Ельске был открыт уникальный мемориальный комплекс “Жертвам XX века”, объединивший две тематики – военную и чернобыльскую. Средства собирали, что называется, всем миром. Памятник напоминает и о сожженных фашистами селах, и о деревнях, стертых с лица земли чернобыльским вихрем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter