Вопрос на засыпку

О методах сопротивления гололеду

Метелей синоптики пока не прогнозируют. Но и теплее не станет: ртутный столбик термометра все ниже, по ночам заморозки. На дорогах, возможно, гололедица. Чем будем бороться с «фигурным катанием» на трассах и улицах? Изменят ли традиционный рецепт из песка и соли? И как с напастью борются наши соседи? А вдруг и у нас решат использовать рассол и сахар — зарубежные методы сопротивления гололеду?


Не посолишь — не поедешь


Новостей ждать не приходится. Дороги нынешней зимой снова будут посыпать песчано–соляными смесями. «И лишь центральные проспекты и улицы — чистой солью», — поделились планами специалисты «Горремавтодора». Между тем соль обходится городской казне примерно в 60 тысяч рублей за тонну и поставляется к нам из Солигорска. В минувшем году в Минске использовали за зиму 57,6 тысячи кубометров песчано–соляной «присыпки».


Но возможно ли вовсе отказаться от песка? Во–первых, грязь — как минимум неэстетично, попадает на обувь, днище автомобилей. А во–вторых, песок накапливается, летит во все стороны. Иногда галька попадает в стекла машин. В–третьих, смесь из песка может засорить ливневые канализации.


С солью, впрочем, тоже хлопот не оберешься.


— Хлористый натрий, попадая в окружающую среду, сильно вредит экологии, — рассказывает Вячеслав Шевчук, заведующий отделом минеральных удобрений Института общей и неорганической химии НАН. — Например, в условиях солевой коррозии срок службы бетона уменьшается в 2 — 3 раза. Постепенно разрушаются металлические элементы городского обустройства — фонари, ограждения, перила. Вся соль не в качестве состава, а в количестве.


Обратите внимание, деревья вдоль проспекта начинают желтеть уже в июле. Каждые несколько лет приходится менять грунт, обходится это недешево. Страдают от избытка соли и животные. «Вам не случалось видеть, как после перехода через дорогу собака начинает скакать на трех лапах? — спрашивает ветеринар Александр Ушачев. — Дело в том, что соль, проникая в межпальцевое пространство лап и трещинки подушечек, вызывает сильное раздражение и воспаление тканей. Это приводит к дерматитам, появлению труднозаживаемых язв. Соль может вызвать даже химический ожог. Во время прогулки, если есть такая возможность, постарайтесь обходить стороной посыпанные солью тротуары. Еще лучше: купить собаке специальную обувь или перед прогулкой обработать лапы специальным аэрозолем или воском».


Формула состава


Хлористый натрий начали использовать еще в 60–х — как только на–гора была выдана первая продукция «Беларуськалия». До этого дороги посыпали только песком, а соль лишь иногда завозили из Украины.


— За последние 50 лет мало что изменилось, — продолжает Вячеслав Шевчук. — До сих пор на «присыпку» идет хлористый натрий — отходы одного из комбинатов «Беларуськалия». Последнее время появились новые средства с антикоррозийными добавками: они уменьшают вредное воздействие на бетон и металл. Есть и такие, что понижают температуру работы хлорида. Дело в том, что он действует только до минус 10 градусов по Цельсию. Теперь его можно использовать даже в сильный мороз. Правда, любые добавки увеличивают стоимость состава. И антикоррозийные используются далеко не везде — слишком дорого для дорожных служб.


Нам бы что–нибудь послаще


В Европе для обработки дорог используются и другие составы. Например, Швеция прошлой зимой экспериментировала с солью, наполовину смешанной с сахаром. По мнению местного дорожного управления, такая смесь замедляет ржавение автомобиля на 50 процентов и она гораздо экологичнее дорожной соли. И еще дольше лежит на дорогах, и покрытие при этом быстрее высыхает. Правда, в Швеции столкнулись с другой проблемой: на трассы вышли дикие животные — полакомиться.


А в Москве как–то пробовали поливать дороги... рассолом.


— На глубине 2–3 тысяч метров находятся целые озера «рассола», — уточняет Вячеслав Владимирович. — Они довольно концентрированные и содержат разные элементы, но кроме прочего — еще и йод–бром. В Москве дороги полили всего два или три раза, и остановился весь общественный транспорт. Оказалось, йод–бром окислил поверхности электропроводов. От раствора пришлось отказаться.


Сегодня в западных странах все чаще отдают предпочтение новому раствору — кальциевой соли с уксусной кислотой (СМА). Он не влияет на окружающую среду, не приводит к засолению почвы. Но разница в цене с привычной нам солью — в десятки раз. Если одна тонна хлористого натрия стоит около 20 долларов, то такое же количество СМА — более 1.000 долларов.


Наши ученые работают над разными вариантами использования отходов калийного производства в посыпке дорог. И любые достижения мировой науки сразу же проецируются на наши условия: сможем ли выпускать, есть ли у нас сырье?


— Например, мы владеем технологией производства СМА, — говорят специалисты. — Можем наладить и обеспечить составом всю страну. Но это слишком дорого, у нас просто не будет заказчиков. Наши дорожники, подсчитав расходы, пришли к выводу, что не потянут...


Минус обратить в плюс


Пару лет назад попробовали в качестве добавки к «посыпке» хлористый кальций. И в тот же год отказались: обувь буквально рассыпалась от воздействия всей этой химии. Пары сапог едва хватало на сезон. Горожане часто жаловались. Но пуд соли не слаще! Производители обуви уверяют, что все соляные «присыпки» вредят обуви. Поэтому в любом обувном магазине продаются специальные средства ухода. Современные кремы, эмульсии, спреи защищают обувь от разводов и разрушения. Причем берегут и поверхность, и подошву. Понятное дело, в этом случае зарабатывают производители бытовой химии.


Что же делать?


— Использовать соли столько, сколько положено по нормам, но не более! — считает Вячеслав Шевчук. — Есть ведь специальная техника, которая позволяет наносить соль на дорожное полотно с очень высокой точностью. Появились машины, кстати, белорусского производства. Хорошо бы обработать дорогу предварительно. Ведь современные средства, которыми оснащены дорожники, это позволяют. Например, отслеживаются погодные условия: то, что пойдет снег, известно часа за два. Если асфальт предварительно посыпать, убирать будет легче.


Словом, щепетильность и тонкий расчет. У нас и соль, и смеси разбрасывают специальные машины с минимальной дозировкой на квадратный метр — 500 граммов. Даже с учетом того, что в смеси всего 10 процентов соли, выходит немало: 50 граммов за раз. Мой вопрос о «специально обученной» технике специалистов «Горремавтодора» даже удивил. Сколько дорожной «приправы» используется за зиму на «квадрат», рассчитать никто не берется. Почему?


Компетентно


Фарид Таланков, специалист по ремонту автомобилей:


— Все эти препараты и реагенты влияют на шины. Дольше гарантийного срока в наших широтах они редко служат. Под воздействием соли разрушается и кузов: разъедается лакокрасочное покрытие и металл ржавеет. Есть ли способы борьбы? Это предусматривает производитель. Оцинковка кузова, например, антикоррозийное покрытие днища. Но даже обычная полировка кузова или восковое покрытие минимально защитит от вредных воздействий. Этим не стоит пренебрегать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter