Вопрос на триллионы

Система госзакупок будет упрощена

Система госзакупок будет упрощена


Участники совещаний у Президента перед входом в зал заседаний сдают мобильные телефоны. Чтобы не отвлекали. Так вот, вчера в большом ящике, в который складываются мобильники, когда я пришел, пустых ячеек уже почти не было. Настолько массовым было мероприятие. Рассматривалась проблема государственных закупок, а отношение к ним имеют буквально все органы и организации страны. Цену вопроса озвучил сам Александр Лукашенко — в прошлом году было сделано госзакупок на 13,5 триллиона рублей. «Главная цель — сделать так, чтобы на эти же цели тратить меньше», — сказал Президент и распорядился разработать документ, который бы регламентировал процедуру, дебюрократизировал ее и сделал более прозрачной.


До 2006 года какого–то единого закона о государственных закупках попросту не существовало. Соответствующие нормы были разбросаны по самым разным актам. Два года назад Президент подписал комплексный Указ № 529, который устанавливал порядок закупок и ответственность за его нарушение. «Мое отношение к порядку использования бюджетных средств вы знаете, — на этих словах Александра Лукашенко чиновники дружно закивали. — Ни один рубль не должен быть потрачен впустую! А спрос за вольное или невольное разбазаривание государственных ресурсов должен быть жесточайший!»


За то время, что действуют новые правила, уже успели проявиться как достоинства, так и определенные недостатки. К примеру, неоспоримым преимуществом специалисты признают широкое применение конкурсной системы. «Мировой опыт показывает, что альтернативы конкурсному процессу госзакупок нет, в противном случае — коррупция и злоупотребления», — ремарка Президента на этот счет. Хорошо себя зарекомендовала практика централизованных закупок. По оценке Правительства, благодаря указу в прошлом году удалось сэкономить почти 170 миллиардов рублей.


Тем не менее Александр Лукашенко называет тот документ «своеобразным каркасом, на котором выстраивалась система государственных закупок». Сегодня назрела необходимость усовершенствовать ее. Разгрузить, убрать лишнюю бюрократию. Сделать ее еще более прозрачной. Четче сформулировать нормы. «Очень важно, чтобы все этапы и элементы процедуры государственных закупок были четко прописаны, имели однозначное толкование, — уверен Президент. — Любая неопределенность — это та самая «мутная вода», которой, будьте уверены, поспешат воспользоваться нечистые на руку». Прежде чем подписывать новый указ, Президент признался, что ему хотелось бы проконсультироваться со всеми заинтересованными сторонами.


Первый вице–премьер Владимир Семашко поделился своими переживаниями по поводу того, что некоторые тендерные торги затягиваются, в итоге упускается время, которое, как хорошо знают экономисты, тоже деньги. Его поддержал председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон. Он привел пример с закупкой троллейбусов для Гомеля, которая затянулась уже больше чем на полгода.


До сих пор в конечном счете за госзакупки отвечали Президент и Правительство. Александр Лукашенко считает, что пришло время принимать подобные решения на уровне министров и губернаторов. По его словам, это определенный риск, но он идет на него осознанно. «А мы будем контролировать этот процесс», — уточнил он. Президент при этом подчеркнул, что ответственность правоохранительных, контролирующих и судебных органов за коррупционные проявления должна быть максимально ужесточена. Во время вчерашнего совещания он не раз обращал на это внимание.


Отдельно Александр Лукашенко высказался по посредникам. По его мнению, промежуточные звенья нужно вообще убрать, когда речь идет о закупках отечественных товаров. Что касается импорта, желательно, конечно, чтобы роль посредников, где это возможно, была сведена к минимуму. «Мы сферу госзакупок должны сделать честной, прозрачной, дебюрократизировать», — подвел итог Президент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter