Вопреки прогнозам

Мы ехали в австрийский Спиелберг с радужными надеждами, что этот автодром по уже сложившейся ранее традиции подарит нам в очередной раз массу невероятных и зрелищных событий. Взорвавший интернет и пишущие СМИ конфликт Феттеля и Хэмильтона, набравшие свою хорошую скоростную форму "вторые номера" команд "Феррари" и "Мерседес", возросшая скорость болидов "Ред Булл" - все это вместе с рядом других второстепенных признаков придавало уверенности хорошим прогнозам на зрелищный уикенд. 

Девушки стартовой решетки Гран-при Австрии в национальных костюмах приветствуют корреспондента "СБ"

И, надо сказать, что настоящий праздник автоспорта имел место быть на Гран-при Австрии. Только вот вопреки общим ожиданиям чего-то невероятного от гонки Формулы-1 главные праздничные фанфары прозвучали все же не там, а в дисциплине рангом чуть пониже. Украшением воскресенья стала спринтерская гонка чемпионата FIA Формула-2, в который недавно была переименована закончившая свою историю в прошлом году дисциплина GP2.

Подпись на кубке Артема Маркелова, победителя Гран-при Австрии

Российский гимн над Спиелбергом

В этом сезоне российская команда "Русское время" ("Russian Time") заявила о своих амбициях с первого же этапа в Бахрейне, где ее пилот Артем Маркелов взял свой первый победный приз в этом году. Правда, на фоне явного преимущества моторных характеристик болидов команды "Према" рассчитывать на легкую прогулку даже за командным титулом россиянам не приходится.  

Эта история с особым моторным статусом команды "Према" в чемпионате Формула-2 имеет не сегодняшнюю прописку. Официально все моторы ("Рено") и шасси ("Даллара") в командах этой моносерии одинаковые. Разницу составляют настройки двигателя и подвески, которые каждая команды практикует в зависимости от своих умений и опыта. Поэтому в плане конкурентоспособности этот чемпионат даже более интересен, чем гонки Больших Призов. Именно здесь роль пилота возрастает до состояния практически самого главного аргумента в победе за титул.

Однако в последние несколько лет за мотористами "Рено", которые официально должны быть нейтральными по отношению к своим клиентам, наблюдались определенные странности. Точнее сказать, не за мотористами, а за неким Гийомом Капьетто, который был техническим директором именно тех команд, которые становились чемпионами ГП-2. Так было в 2015 году с ART, когда стал чемпионом франкоязычный бельгиец Стоффель Вандорн. Так было в 2016 году с "Према", когда "создавался" образ будущего чемпиона - француза Пьера Гасли. Так продолжается и в этом сезоне, где опять же франкоязычный монегаск Шарль Леклер, под тем же чутким руководством Гийома Капьетто, выиграл на все той же самой быстрой машине "Према" на сегодняшний день все 5 квалификаций подряд, 5 гонок, и с большим отрывом опережает теперь своих преследователей.

Возможно для простых обывателей фрагменты обгонов, которые совершает Шарль на трассе во время гонки, покажутся просто результатом отличного пилотирования гонщика. Но для тех, кто знает об автоспорте не понаслышке, в том числе для экспертов и для опытных журналистов Больших Призов, машины Гасли и Джовинацци в прошлом сезоне и Леклера с Фуокко (все четверо команда "Према") в этом году проходят соперников при обгонах с явным преимуществом, а не в плотной борьбе за каждый сантиметр трассы колесо в колесо. Понятно, что простое объяснение, мол, Гийом знает какой-то особый секрет настроек двигателя, здесь не кажется слишком убедительным. Но, как говорится, за руку не схватили, уличить в чем-то незаконном возможности нет. И приходится остальным пилотам пелотона Формулы-2 пытаться бороться за победы хотя бы в те дни, когда у "Премы" что-то там не пошло в нормальном режиме.

К концу гонки у Маркелова был уже солидный отрыв от преследователей.

Нечто похожее с французской составляющей побед в ГП2 мы имели возможность наблюдать и в далеком уже 2011 году, когда чемпионом серии стал Ромэн Грожан, сосланный туда после своего не совсем удачного первого дебюта в Больших Призах. Без того титула французу "не светило" бы вернуться в Формулу-1 под опеку Эрика Булье в команду "Рено Лотус". А с титулом ему были широко открыты двери в напарники к ветерану Кими Райкконнену вместо россиянина Виталия Петрова.

Но оставим наши расследования, домыслы и предположения. Пусть это будет на совести организаторов Формулы-2, заслужившей в этом году официальной "крыши" международной автомобильной федерации (FIA). Расскажем, хотя бы вкратце о том, что послужило основанием для организаторов Гран-при Австрии включить на подиуме воскресным утром знакомую всем нам мелодию советского гимна.

Из-за ошибки механиков, напутавших что-то там с давлением в шинах, Артем Маркелов в пятничной квалификации был лишь 15-м. Разумеется, учитывая закрепившийся за россиянином за последние 3 года выступлений в этой дисциплине неформальный статус самого обгоняющего гонщика пелотона, мы ждали прорыва Артема в субботней гонке в лидирующую группу. Так оно и вышло. Правда, подняться выше 8-го места российскому гонщику не удалось. Зато благодаря реверсивной стартовой решетке на вторую гонку, которую называют спринтом за ее укороченный формат, Маркелов утром в воскресенье стартовал с поул-позишн.

Старт получился на славу. Сам Артем признался во время нашей с ним беседы на послеподиумной пресс-конференции, что это был его лучший старт за последние 4 года. Возглавив гонку, пилот команды "Русское время" создал себе комфортный отрыв от преследователей, выйдя из зоны DRS и продолжая грамотно контролировать весь ход гонки.

Мы победили! Артем Маркелов и директор команды Светлана Стрельникова

Множественные аварии и инциденты на трассе превратили гонку в серию рестартов, но Артем сумел во всех случаях не дать соперникам шансов усомниться в правомерности своего лидерства. Правда, Шарль Леклер, попытавшийся было пройти своего напарника в погоне за лидирующей группой, не избежал столкновения и выпал из борьбы. Но и без него на трассе была масса желающих попасть на подиум.

В результате второй победы в этом сезоне Артем сократил свое отставание от второго места до 3 очков, опережая теперь своего ближайшего преследователя на 17.

Второй пилот российской команды итальянец Лука Гиотто после своего старта с 14-го места в воскресенье продемонстрировал отличный пилотаж и сумел прорваться почти на самый верх, где всего 3 секунды ему не хватило до распития шампанского на подиуме. Если в таком темпе "Русское Время" и дальше будет проводить гонки, то в этом году у команды есть хорошие шансы повторить успех 4-летней давности и выиграть командный Кубок чемпионата, а одному из ее гонщиков войти в тройку призеров по итогам сезона.

Традиционное победное сэлфи команды "Russian Time" с победителем гонки Артемом Маркеловым

Даня Квят. Опять подстава?

Испив вместе с российским победителем его победного шампанского при встрече Артема Маркелова под подиумом, мы зарядились энергией и на предстоящую гонку Формулы-1. И хотя после своей не очень удачной квалификации Даня Квят стартовал лишь с 14-го места, мы со своими белорусскими и российскими коллегами с нетерпением ждали мгновений старта.

Едва погасли зеленые огни, как стартовая решетка стремительно дернулась вперед. И лишь у двоих пилотов возникли проблемы с разгоном. По левому краю пропускал соперников Макс Ферстаппен, а по правому - аналогично действовал Карлос Сайнс. Российский напарник испанца успел среагировать на внезапное замедление впереди идущей машины и обошел Карлоса справа. Казалось, что в первый поворот Даня войдет вместе с маячившим впереди Фернандо Алонсо безо всяких проблем. Но увы, случилось самое неприятное. Испанский чемпион резко затормозил, причем раньше того места, где это обычно делали гонщики, находясь на его траектории. Квят в свою очередь также ударил по тормозам. Заблокировав колеса, его болид "Торо Россо" коснулся заднего правого колеса машины Фернандо. "МкЛарен" испанца в свою очередь "догнал" объезжающего его по наружному радиусу Макса Ферстаппена, и обе пострадавшие от русской атаки машины развернуло.

"Здесь что, ребята пришли поиграть в боулинг?" - в сердцах вскрикнул по радио Фернандо Алонсо. Понятно, что ему меньше всего хотелось бы вот так на первом круге прекратить гонку, тем более что в Спиелберге болид "МкЛарен" благодаря обновлениям японского мотора был заметно быстрее, чем на предыдущих гонках.  

И Макс, и Фернандо вынуждены были сойти с дистанции, Квят поехал на незапланированный пит-стоп для замены носового обтекателя. Да еще к тому же чуть позже ему выписали наказание с проездом без остановки по пит-лейн, добавив два штрафных балла в его гоночный аттестат. Увы, надежды Дани на появление машины безопасности в этот день не сбылись. Слишком уж спокойной и несобытийной выдалась гонка Гран-при Австрии в этот раз. Поэтому даже вернуться в круг с остальными гонщиками у российского пилота не было никаких шансов.

На машине Квята меняют и носовой обтекатель, и шины после аварии в первом повороте

Первая реакция на случившееся в первом стартовом повороте у многих в пресс-центре была однозначной. Мол, вот опять российская торпеда выбивает сильных гонщиков из гонки. Однако после многочисленных просмотров с разных точек съемки данного эпизода стало ясно, что инцидент едва ли выходил за рамки "гоночного", поскольку авария была спровоцирована самим Максом Ферстаппеном, больше других пострадавшим в ней. Дело в том, что когда его "Ред Булл" к повороту все же набрал нужную скорость, голландец рискнул обойти обогнавшего его перед этим Фернандо Алонсо по наружной стороне правого поворота. Причем без выезда за его пределы, то есть оставаясь в зоне узкого дорожного полотна. Но, как показывает практика и как об этом затем убедительно нам говорили опытные журналисты-ветераны, в этом месте на старте уместиться без соприкасания трем болидам практически невозможно. Вот почему и вышел этот казус с "запоздалой реакцией" Квята.

Осмелюсь заметить, что Макс уже неоднократно по ходу последних двух сезонов практикует такие рискованные в стиле картинга маневры прохода первого поворота. Наиболее яркими их них запомнились в Спа в прошлом году и в Канаде в нынешнем, где голландский гонщик откровенно таранил и "подрезал" соперников в стиле: "разойдитесь, едет Великий Макс!" И ни в Спа, ни в Монреале стюарды не отреагировали на действия кумира голландских болельщиков и любителей пива "Хейнекен". Разве что здесь в Спиелберге руками Дани Квята судьба решила наконец-то проучить Макса, показав, насколько опасными могут быть его такие провокационные маневры.

Правда, самому Дане эта авария удовлетворения не принесла. К гонщикам его уровня, если они не имеют такой поддержки и "всеобщей любви", какой пользуется Макс Ферстаппен, любая авария в виде тарана соперника сбоку или сзади признается НЕДОПУСТИМОЙ. Не важно даже, имел ли ты возможность избежать столкновения или нет.

Даня Квят обьясняет журналистам, как ему не повезло в первом повороте из-за действий Макса

Взять хотя бы ставшую очень знаменитой аварию Дани Квята в прошлом году в Сочи. Первый удар "Ред Булл" россиянина в корму "Феррари" Себастьяна Феттеля был не сокрушительным. Он лишь слегка подтолкнул машину соперника. А вот второй удар, который болид Квята нанес Феттелю в третьем повороте и который отправил немецкого чемпиона в отбойники, произошел потому, что Себастьян неожиданно затормозил на скоростном повороте, пытаясь увернуться от поврежденной  машины Серхио Переса, пересекающей его траекторию. Окажись в тот момент на месте Дани любой другой гонщик, он бы тоже не избежал столкновения с Феттелем. Но то, что позволено чемпионам, считается недопустимым для середнячков, и тем более для молодых пилотов. Вот и смотрим мы на двойные стандарты в исполнении стюардов при оценке эпизодов, когда Феттеля за удар сзади болида Льюиса Хэмильтона в Баку вообще не наказывают, хотя там был отягощающий момент в виде режима движения за сэйфети-каром. В том же Спиелберге два года назад Фернандо Алонсо ударил сзади "Феррари" Райкконнена, чудом оставшегося в живых после того, как "МкЛарен" испанца проехал сверху в считанных сантиметрах от головы финского чемпиона. И тоже испанец не был наказан, а инцидент был признан гоночным.  Или в Австралии в прошлом году опять же Алонсо зацепился сзади за болид соперника при попытке обгона Эстебана Гутьерреса. Тогда сам виновник по счастливой случайности практически не пострадал, но стюарды искали вину в действиях мексиканца, а не испанского чемпиона, хотя именно Фернандо был сзади. Ни в одном их этих случаев вина Алонсо даже не рассматривалась. А представляете, какой бы был шум, если бы в Мельбурне и в Австрии не месте Фернандо был кто-то другой, например, тот же Даня Квят?

Я не пытаюсь здесь защитить Квята в тех эпизодах, когда его вина не вызывает сомнений. Такое случается с каждым гонщиком. Но когда одних пилотов за конкретные действия наказывают, а для других аналогичные "аварийные поступки" просто сходят с рук  и даже не подвергаются изучению на предмет вины. Поэтому, по моему глубокому убеждению, подобное отношение стюардов к этим инцидентам не может считаться справедливым. И так быть не должно.

Доктор Хельмут Марко в национальном костюме больше расстроен сходом Ферстаппена, чем подиумом Риккиардо.

Вальттерри Боттас. Самая быстрая реакция

И все же самым ярким эпизодом старта гонки Формулы-1 в Спиелберге я бы считал не аварию с участием Дани, Макса и Фернандо, а непосредственно трогание с места Вальттерри Боттаса. Его реакция на гаснущие огни была столь стремительной, что спровоцировала рассмотрение инцидента стюардами на предмет возможного фальстарта. Как показала техника, время, за которое финн среагировал на гаснущие огни и отпустил сцепление, составило 0,2 сек. У остальных гонщиков оно в тот день в лучшем случае было 0,4. Вот и создалось впечатление, что Боттас стартовал раньше положенного.

Изумительный по своей скорости старт, классная гонка и отличные защитные действия на последних кругах против безуспешно пытающегося перехватить лидерство Феттеля. В результате - вторая победа Вальттерри в этом сезоне и, главное, его реальное возвращение в тройку основных претендентов борьбы за чемпионский титул.

Мгновения старта, в которых Феттель пытался увидеть "фальстарт" Боттаса

Вальттерри Боттас - победитель Гран-при Австрии

Несмотря на уверенную победу, Боттас был после гонки по-фински "эмоционален" и серьезен

Себастьян Феттель. Капризы баловня судьбы

Больше всех возмущался по радио стремительным стартом финна Себастьян Феттель. Даже когда немецкому чемпиону сказали, что техника не усмотрела нарушения со стороны Вальттерри, он продолжал твердить свое: "Я уверен, что был фальстарт, так быстро трогаться не может никто". Понятно, что Себ имел в виду в первую очередь себя, как 4-кратного чемпиона и нынешнего лидера чемпионата.  

Еще Феттель запомнился в связи со Спиелбергом тем, что как раз накануне Гран-при Австрии в свой день рождения Себастьян в Париже извинился перед Жан Тодтом за инцидент со стычкой в Баку. Именно своевременные извинения, которые Феттель принес FIA в лице ее главного руководителя, позволили немецкому пилоту выйти на старт следующей гонки. Иначе ему явно грозили бы серьезные дисциплинарные меры за умышленное столкновение с Льюисом Хэмильтоном, которое сам немецкий чемпион официально перед журналистами характеризовал не иначе как "воспитательное воздействие" и как признаки "мужского поведения на трассе".

Себастьян Феттель был быстр на трассе в Спиелберге, но опередить Боттаса ему так и не удалось

Но на деле создался прецедент: оказывается, если ты быстро извиняешься даже за самое грубое нарушение, то тебе не грозит большое наказание. И приходится задаваться вопросом: а не откроется в связи с этим так называемый ящик Пандоры? Ведь этому примеру могут затем последовать и другие. Главное - вовремя извиниться, и ты оказываешься прощенным, даже на самом высоком уровне.

И еще один вопрос возникает в связи с этими извинениями. А что же теперь делать всем тем многим тысячам болельщиков, которые поддержали сторону "баловня судьбы" Себа в конфликте с Льюисом, утверждая, что с со стороны немца не было никакой вины? Ведь признание вины самим Феттелем означает, что все его поддерживающие сторонники теперь тоже не правы и должны были бы извиниться перед своими оппонентами со стороны Хэмильтона?

Льюис после гонки был расстроен, что не смог обойти Риккиардо и попасть на подиум

Льюис Хэмильтон. Самый быстрый на трассе

Мы уже смаковали в четверг перед гонкой, как будет проходить на трассе борьба между Льюисом и Себастьяном. На пресс-конференции чемпионы сидели, разделенные улыбающимся весельчаком Кевином Магнуссеном, и старались не смотреть друг на друга. Конфликт был исчерпан лишь формально. Мол, в своем твиттере Феттель сказал, что хочет извиниться. Заметьте, не "прошу извинить", не "простите меня, я был не прав", а просто "я хочу извиниться". Причем не по телефону, а именно в персональном твиттере. То есть хочешь Льюис услышать мои извинения, зайди ко мне в твиттер, я там про то кое-что написал.

Понятно, что этот конфликт просто загнали в рамки существующего внутреннего регламента Формулы-1, стараясь не давать ему дальнейшего хода. Вот и все.

Поэтому, видя настрой Льюиса, мы ждали, что он будет на трассе неудержим. Однако уже вечером в пятницу стало известно о внеплановой замене коробки передач на "Мерседес" Хэмильтона. Подумалось даже: а не было ли это результатом той аварии под "сэйфети-каром" на предыдущем Гран-при в Баку? И хотя в "Мерседес" поспешили заявить, что связи между этими двумя событиями никакой нет и пора покончить с обсуждением конфликта двух чемпионов, верилось в это с трудом.

Британскому чемпиону в итоге было вынесено наказание с потерей 5 позиций на старте. Таким образом, его 3-й квалификационный результат стал фактически 8-м.

И пусть в ходе самой гонки Льюис провел больше всего обгонов, поднявшись на 4-е место и даже попытавшись атаковать на последнем круге Даниеля Риккиардо в борьбе за место на подиуме, проехаться рядом с Феттелем ему так и не удалось.

Неунывающий Риккиардо доволен своим 5-м подряд подиумом

Если посмотреть на время, с которым финишировали гонщики, то самым быстрым на трассе был именно Льюис Хэмильтон, уступив своему напарнику на финише всего 7 секунд. И это после старта с 8-го места. Так что борьба за титул и победы еще далеко не закончена. И Льюис это в Австрии еще раз доказал. 

Фото автора

Спиелберг. Австрия

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter