Воплощение трансконтинентальной мечты

У КАЖДОГО из нас своя высота, своя орбита. В 1961 году в возрасте 33 лет Михаил ВЫСОЦКИЙ стал главным конструктором Минского автозавода. Михаил Степанович сделал принципиальный шаг в автомобилестроении СССР, изменив облик машин своими опрокидывающимися кабинами. В 70—80-е годы прошлого столетия Высоцкий создал два семейства магистральных автопоездов. Яркий представитель этой идеи — знаменитая «Перестройка», которая стала «звездой» Парижского автосалона в 1988 году. Что же явилось для главного конструктора воплощением мечты?

С какой уникальной машиной белорусский автопром собирается покорить мир и почему требовательного главного конструктора Михаила Высоцкого называли горцем?

У КАЖДОГО из нас своя высота, своя орбита. В 1961 году в возрасте 33 лет Михаил ВЫСОЦКИЙ стал главным конструктором Минского автозавода. Михаил Степанович сделал принципиальный шаг в автомобилестроении СССР, изменив облик машин своими опрокидывающимися кабинами. В 70—80-е годы прошлого столетия Высоцкий создал два семейства магистральных автопоездов. Яркий представитель этой идеи — знаменитая «Перестройка», которая стала «звездой» Парижского автосалона в 1988 году. Что же явилось для главного конструктора воплощением мечты?

Окончание. Начало в номере за 4 апреля с. г.

Новация с продолжением

— Я помню, какой фурор тогда произвел нашумевший автопоезд «Перестройка». Он был создан в то время, когда мы с Михаилом Степановичем работали на Минском автозаводе, — вспоминает заместитель начальника отдела автомобилей Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси Григорий Мартыненко. — Тогда я работал техническим директором на МАЗе, а Высоцкий — главным конструктором.

«Перестройка» была новым видом компоновки автомобиля. Задумка была, чтобы из таких вот модулей можно было синтезировать целый ряд автомобилей другого направления, класса, назначения.

Но прежде всего эта задумка предусматривала экономический эффект за счет  увеличения грузовместимости, грузоподъемности, создания комфортных условий для водителя. Преимуществ на то время был целый ряд, и они воплощены в этом образце. Он был запатентован во многих странах, в том числе Японии. Его демонстрировали первым лицам государства, Горбачев и Ельцин сидели в этом автомобиле. А супруга президента СССР Раиса Максимовна, которая слыла большой модницей, даже сказала, что Высоцкий — законодатель автомобильных мод.

— Все понимали, знали и хотели, чтобы такие идеи тиражировались, но распад Союза и сложные экономические условия, в которых оказался наш автопром, сказали свое веское слово, — сетует Григорий Мартыненко. — Нужно было перестроить машиностроительные заводы, реорганизовать их, реконструировать МАЗ и целый ряд заводов-смежников. В то время было очень сложно и с электроникой, которая предусматривала синхронизацию работы двигателей и других узлов машины. В связи с этим идея воплотилась через десятилетия.

Когда Михаил Степанович пришел работать в Академию наук, он со свойственными ему напором и требовательностью ставил перед всем коллективом Объединенного института машиностроения амбициозные задачи: идея «Перестройки» должна быть развита.

К слову, однажды Высоцкого даже сравнили с горцем, который стремится все время вверх. Но не для того, чтобы быть наверху, а чтобы дальше видеть. В данном случае — на пять-десять лет вперед. Так и получилось, когда в 2009 году в Институте разработали принципиально новый вид модульного автопоезда — многозвенного.

Вытесним европейских конкурентов?

— Многозвенный автопоезд с активными звеньями — это ноу-хау в мировом автомобилестроении. Такого нет ни в России, ни в Америке, ни в Австралии, — рассказывает об инновации ученик Высоцкого, директор Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, доктор технических наук Сергей Харитончик. — Михаил Степанович постоянно торопил создание экспериментального образца: «У вас, молодых, много времени впереди, а у меня мало». Очень переживал он за эту работу, требовал новых идей. А самое главное — настаивал на опережении событий.

Сколько времени могло понадобиться белорусским ученым, чтобы создать такую технику? Ответить на этот вопрос сложно: подобные разработки осуществляются длительное  время многочисленными коллективами. Но благодаря неуемной настойчивости Высоцкого мечта материализовалась: совместно с Минским автомобильным заводом был создан многозвенный автопоезд, состоящий из трех звеньев. В такой уникальный автопоезд можно загрузить в три раза больше, чем в обычный автомобиль: соответственно, потребуется меньше топлива для перевозки. Управляется машина одним водителем. Ее можно использовать для длительных трансконтинентальных перевозок, доставки грузов к логистическим центрам, портам.

— Наша разработка прошла предварительные испытания. В прошлом году мы провели большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по доводке этой конструкции в условиях полигона. Тестировали, отлаживали и настраивали системы автопоезда, проверяли его возможность «вписаться» в транспортные коридоры, — рассказывает о новинке Сергей Харитончик. — Образец автопоезда с активными звеньями  изготовлен по гибридной технологии. В этом году он должен пройти большой объем пробеговых испытаний, в том числе и в условиях реальных дорог. Ну а доверят управлять такой машиной, пожалуй, только лучшим водителям Минского автозавода.

Немаловажно, что генеральный конструктор Высоцкий создавал и инициировал продвижение нескольких государственных программ по машиностроению, что в конечном счете дало возможность нашим ведущим промышленным предприятиям выжить в непростых экономических условиях.

— Многозвенный автопоезд (рано или поздно он выйдет на конвейер) — это, по сути, соревнование за российский рынок. Ведь недалек тот день, когда у нас замкнутся дороги между Брестом, Москвой и Владивостоком. И нам нужно, чтобы именно белорусская промышленность в короткий срок выиграла рынок этой техники, — рассуждает Сергей Харитончик. — Сумеем быстро перестроиться и выпустить принципиально новый вид автомобильной техники — вытесним крупных европейских конкурентов, которые там основательно закрепились.

«Автомобилестроение – потребитель достижений в науке и технике»

Сейчас многозвенник проходит испытания на полигоне, созданном во многом благодаря чаяниям, если не сказать настойчивой и порой даже жесткой позиции, академика Высоцкого. Полигон имеет четырехэтажный лабораторный корпус и ангар для подготовки автомобилей к испытаниям, которые располагают ультрасовременным испытательным оборудованием. Есть отдельные участки дорог, которые проверяют торможение, устойчивость и другие характеристики машины. А создаются новые автомобили с помощью современных компьютерных программ, которые позволяют проводить виртуальные испытания. Если объяснить по-простому, сейчас есть технологии, которые позволяют посмотреть и просчитать, какие нагрузки будут фактически на каждый винтик. Мы можем в соответствии с действующими стандартами провести нагружение машины и получить заключение, соответствует ли она нормам по безопасности и прочности. Это тоже работа на экономику.

Михаил Высоцкий, по словам Сергея Харитончика, приложил много сил и к тому, чтобы в институте родилось направление по дизайну автомобилей и их эргономике. Да и сам Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля был создан по настоянию Высоцкого в 2005 году.

— Обладая большим педагогическим талантом и сильной интуицией, Михаил Высоцкий стремился привлекать в науку молодых. Михаил Степанович никогда не относился к делу формально и заставлял молодежь активно работать. «Автомобилестроение, — говорил мой учитель, — это потребитель достижений в различных областях науки и техники». Любопытно, что с 2006 года уже 18 молодых специалистов института были удостоены президентских стипендий талантливым молодым ученым! 2012-й был урожайным и на крупные научные работы: создано 8 и внедрено 6 передовых производственных технологий, основано 10 объектов новой техники, защищены 4 докторские диссертации… Такие результаты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси демонстрируют мировой уровень фундаментальных и прикладных исследований. Дело академика Высоцкого продолжается.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото из архива Объединенного института машиностроения НАН Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter