Почему медведи из российской глубинки зачастили в наши приграничные деревни

Вообще забурели!

Люди устанавливают шлагбаумы и таможни, подписывают договоры и соглашения, оформляют визы и разрешения на временное проживание. Зверям же и птицам все равно, какому государству принадлежат земля и небо. Они не замечают пограничных переходов и разделительных полос. Что польская лощина или белорусская опушка, что российская поляна или латвийская рощица – все равно. Иду куда хочу. В последние месяцы Витебскую область всколыхнули разговоры о нашествии медведей, которое связали с дефицитом кормовой базы на российской территории. Мол, идут мишки туда, где сытнее. Так ли это на самом деле? В особенностях российско-белорусской миграции животных разбиралась корреспондент «Р».

Мишки, попавшие в фотоловушку Суражского лесхоза

Косолапый на хуторах


Судя по оперативной информации, чаще всего медведей этим летом и в начале осени видели в Витебском районе на границе с Российской Федерацией. Но чтобы не ошибиться адресом, обзваниваю все прилегающие к границе регионы. Беседую с представителями местной власти, лесхозов и охотничьих угодий Городокского и Россонского районов. Да, косолапых видели и там, но утверждают: это обычное явление. Зверь занесен в Красную книгу, отношение к нему бережное и уважительное. Население он не беспокоит. А то, что пасется на ближайших полях, – вполне нормально. Так российские это медведи или наши? Отвечая на весьма щекотливый вопрос, директор районной организации БООР Городокского района Юрий Леонов шутит: сам недавно наблюдал за царем зверей, промышляющим на овсяном поле. Но вот паспорта в бинокль не рассмотрел…

Шутки шутками, а жители прилегающих к Суражу деревень в Витебском районе жалуются на непрошеных гостей, все чаще заглядывающих «на огонек». Вместе с председателем Витебского райсовета депутатов Василием Станкевичем заезжаем в уже ставшую знаменитой с легкой руки журналистов деревню Лозоватка. «Огромный медведь держит в страхе целую деревню…» – именно эти слова использовали в сенсационных репортажах мои коллеги.

В Березинском заповеднике для фотоохоты на медведя построили специальный домик и засеяли овсом поле среди леса

Легенды рушатся уже на подъезде. «Целая деревня» – это с пяток оставшихся в населенном пункте жилых домов, разбросанных в зарослях леса, высоченной травы и кустарника. Примерно по одному дому на каждой из прежних улиц – получились отдаленные хутора, половина из них принадлежит дачникам. Соседей здесь в окно никак не увидишь. Удивительно, что тут медведей раньше не было, – условия для зверья более чем привлекательные. Тем более что дачники средь леса разбили соблазнительные пасеки, отнеся их от своих домов еще подальше. Василий Станкевич искренне переживает за напуганных сельчан:

– Понять их страх можно. Места здесь дикие, суражские леса известны с давних времен. Не зря даже в годы войны фашисты дошли только до деревни Казаково (в этих краях родился Минай Шмырев). Дальше сунуться в лес да болото побоялись. Ежегодно в этих болотах теряются грибники, ягодники. Не всех удается отыскать живыми. Вот и недавно поднимали военных, но так и не нашли пока пропавшего человека. Так что, согласитесь, живя в лесу, в непосредственной близости от огромных, безлюдных и труднопроходимых территорий, на десятки километров растянувшихся вширь и вглубь между Россией и Беларусью, надеяться на отсутствие зверя никак нельзя. Проблема нашествия медведей рассматривалась на планерке у председателя райисполкома. Были подняты по тревоге охотники, которые провели спецоперацию по их отпугиванию – стреляли в воздух, жгли костры. Мы советуем жителям деревни не выходить вечером на улицу, ведь в таких хуторских условиях даже освещение наладить сложно – улиц-то практически не существует, люди ходят друг к дружке в гости по тропинкам…

Возле разграбленных ульев до сих пор валяются остатки сот

Именно тропинками ведет меня к месту последних событий и главный свидетель медвежьих проказ – местный житель Петр Пашкевич. Ему пятьдесят с небольшим, но выглядит явно постарше. К интервью и связанной с этим популярности привык, перечисляет мне газеты и телеканалы, которым уже помогал делать сенсационные материалы про «тушу, поднявшуюся на задние лапы»:

– Еду на велосипеде утром на работу, а он из кустов на дорогу в десятке метров от меня выходит… Я тормознул – не на таран же идти. Он видит, что я нападать не собираюсь, – согнулся и ушел. Ростом? Ну, невысокий,  с меня где-то будет. Я потом нашел дерево, где медведь когти чесал. След спичечным коробком внизу измерил – четыре штуки в длину вместились. Во силища!

Во избежание набегов пасеку обнесли колючей проволокой

 К доказательствам «силищи» и идем. Дерево, ободранное когтями, в толщину меньше человеческой руки. Как там мишка бедный лапами за него держался – неведомо... А Петр Пашкевич уже вокруг топчется, показывает: вот трава примята – это зверюга отсыпался.

Следующий адрес хулиганства непрошеного гостя – разрушенная пасека дачника. Затерянная в зарослях, средь непролазной травы в человеческий рост. На земле еще валяются остатки сот. Теперь домики уже перебазировались поближе к жилищу, другой дачник и вовсе их поставил за забор, обнеся колючей проволокой. Вся территория обвешана гирляндами из пивных банок – чтоб медведю страшно стало.

Но ему, похоже, совсем не страшно. Хотя ему или им – вопрос спорный. Сельчане утверждают, что мишек несколько. Говорят, на днях приходили в сад яблоками лакомиться. А дачник Михаил Аникеев, который с внучкой Аней часов под семь вечера возвращался из города, тоже встретил медведя в двух километрах от Лозоватки. Машину приостановил, медведь дорогу перешел и – дальше отправился по своему медвежьему маршруту. Может, обратно в Россию?

Зверье общее, интересы – тоже


Здесь Николай БОНДАРЕНКО помешал медвежьей рыбалке

Что ж, попытаемся пройти по предполагаемому медвежьему маршруту и мы. Вдоль трассы у деревни Орехи – красивое поле с овсом. Я шучу: это суражцы специально для подкормки иностранных мишек посеяли? Граница – в нескольких километрах от поля. Россию и Беларусь разделяет маленькая речушка. Под указателем Смоленской области встречаемся с председателем Велижского районного Совета депутатов Галиной Валиковой. Витебчане, кстати, тесно сотрудничают не только с Велижским районом России, но и с Усвятским, Ивановским и Смоленским. Заключены соответствующие договоры. В том числе и по вопросам, касающимся охраны природы. Три года подряд жители Витебского и Велижского районов вместе тушили большие пожары на болотах. Уже традиционно они ходят друг к другу за грибами да ягодами, теряя от страха в случае встреч с косолапым, как рассказал директор суражской школы Виктор Михасевич, ведра да кошелки с лесными дарами. А местные охотники зачастую ищут трофеи на сопредельной территории – чужой зверь всегда привлекательнее. И рога у него больше, и клыки длиннее…

Галина Валикова, ознакомившись с темой нынешнего журналистского интереса, ссылается на российских охотоведов. Они утверждают: на территории Велижского района насчитывается всего 25 медведей. Здесь их разрешено отстреливать – ежегодно выдается пять лицензий на район. Интересно, что стоимость охоты на медведя по нашим меркам невелика: в переводе на белорусские примерно 100 рублей.

Главный лесничий Суражского лесхоза Александр МОСКАЛЕВ (справа) и егерь Александр НИКОЛАЕВ: лесные края привлекательны для россиян

Может быть, поэтому и бегут мишки в Беларусь? Туда, где сытнее, а главное – безопаснее? Кстати, российские специалисты советуют и нашим разрешить охоту на косолапого. Они уверены, что при такой высокой плотности бурого медведя решение уже назрело. Ведь против 25 российских (на весь Велижский район, где 140 тысяч гектаров охотничьих угодий) в Суражском лесхозе насчитывается примерно 30—35 мишек (на площадь всего в 85 тысяч гектаров). Так что это еще большой вопрос, чьи медведи гуляют по границе.

В «Снежинку» за мороженым


А что думает по этому поводу глава Велижского района Виктор Самулеев? К нему и едем в поисках ответа на вопрос о «национальности» зверья. Виктор Васильевич проблему «голодных» медведей отметает напрочь: в последние годы сельское хозяйство подведомственного ему района пошло в рост, кормов на полях достаточно. Плюс ко всему в регионе, третья часть площадей которого занята лесами, действуют государственный заказник и четыре частных охотхозяйства. Везде организована подкормка животных, сеются зерновые – эта работа, так же как и соблюдение законодательства в области лицензирования охоты и предупреждения браконьерства, строго контролируется. В районе – 11 рек, в том числе Западная Двина. Для возобновления рыбных запасов также делается немало. Есть свое рыбохозяйство, там выращивают мальков форели, зарыбляют озера. Виктор Самулеев приглашает:

– Милости просим к нам ваших рыбаков и охотников, всегда готовы встретить на наших базах. Правда, в последние годы белорусы нечасто у нас охотятся и рыбачат, больше россияне едут в Беларусь. Но в ближайшее время эту тенденцию мы можем развернуть в обратном направлении. Поверьте, у нас зверья не меньше. Что касается медведей, мы склонны думать, что это белорусские к нам захаживают в гости (улыбается. — Авт.) – возросло количество жалоб от населения. Да что там далеко ходить – недавно медведя видели в центре Велижа. За мороженым приходил! Не верите? Давайте подъедем к магазину «Снежинка».

Даже в неволе они вызывают умиление

Подъезжаем. Практически центр города, оживленный перекресток. Местные жители недавнее происшествие смакуют. Беседуем с продавцом из «Снежинки». Екатерина Петуховская смеется:

– Может, и за мороженым приходил, вот только время не подрассчитал: торговая точка утром еще была закрыта. Мишку видели десятки людей. Он вылез во-о-он из того рва и пошел вдоль улицы, благо асфальт у нас хороший – белорусские дорожники клали. Напугал горожан, стоявших на автобусной остановке, – они сначала решили, что это огромная собака. Потом ему посигналила машина, и косолапый изменил маршрут – пошел по другой улице. Водитель, ремонтировавший здесь неподалеку свой автомобиль, так опешил, что и остался стоять с гаечным ключом как вкопанный…

Председатели районных Советов депутатов Витебского и Велижского районов Василий СТАНКЕВИЧ и Галина ВАЛИКОВА: приграничные районы тесно сотрудничают по всем направлениям, и по проблемам охраны природы тоже

Председатель Велижского райсовета депутатов советует нам заехать в приграничную деревню Верховье:

– Там тоже жители видели медведя. Вернее, его следы возле дома обнаружила одна из сельчанок, Ирина Герман. Но глаза у страха, как известно, велики – теперь нам регулярно звонят все остальные. То кто-то слышал, как за окном медведь ходит, то кто-то учуял, как он тяжело дышит… На место каждый раз выезжает охотовед, но пока реальных подтверждений этим слухам найти не удалось.

В деревню Верховье мы заехали, так же как и в другие приграничные российские деревушки, стоящие на трассе. Люди в один голос утверждают: медведи ходят. Не толпами, конечно, но… Именно по этой причине большинство жителей стали обзаводиться высоченными дощатыми заборами.

Бурые соседи


Главный лесничий Суражского лесхоза Александр Москалев не скрывает: количество медведей, бесспорно, увеличилось. В лесхозе практически не осталось человека, который бы лично не встречался с косолапыми и не имел бы на мобильном телефоне доказательств таких экстремальных свиданий. Это при том, что еще лет десять назад найти следы медведя даже в лесу было большой диковинкой. Александр Николаевич перечисляет:

– Только этим летом было, пожалуй, около десятка случаев. В том числе и курьезных. Но хочу отметить: ни разу зверь не вел себя агрессивно по отношению к человеку. Существуют определенные правила безопасности – если их не нарушать и не лезть, как говорится, на рожон, вполне можно разойтись с косолапым полюбовно.

Пугалки для косолапых развешаны по лесной округе
Главный лесничий вспоминает недавний случай:

– Группа лесорубов ушла в Тарасенское лесничество на проходную рубку. Взяли пилы, идут себе по тропинке. И тут вдруг непонятное жужжание. Что это, может, браконьеры лес пилят? Ан нет! Поднимают головы вверх, а там, метров за 30 от них, на березе сидят трое медвежат и урчат. Рабочие побросали инструмент и бегом к своему вагончику. Рассказали остальным. Выждали время и пошли проверить обстановку. Медвежат на дереве уже нет, а внизу их дожидается мама-медведица. Разошлись с миром… Чуть позже наши люди ехали на тракторе. Прямо на лесной дороге встретили царя зверей. Тот, как настоящий царь, ни за что не захотел уходить с пути. Так и двигались вперед: мишка остановится – трактор тормозит, косолапый вперед – трактор тоже… Народ наснимал видео – хоть ты фильм монтируй. А возле Тарасенок медведицу с медвежатами лесорубы встретили прямо на асфальте. Шествует себе с семейством посреди дороги. Стали сигналить – а она на задние лапы встала и пошла на машину. Пришлось давать задний ход и ждать, пока косолапые сами поменяют маршрут…

Александр Николаевич готов рассказывать десятки медвежьих историй. И особый акцент делает на их любви к меду. В деревне Калинка осталось всего 2 дома среди леса. Есть у одного из жителей пасека. Так вот уже несколько лет мишка регулярно приходит туда за десертом. Разворовывает пчелиные ульи, как варвар. И как бы хозяин ни старался защитить пчел – бесполезно. Да что там пенсионер со своей пасекой – сами лесоводы не всегда могут справиться со сластеной. Александр Москалев приводит пример:

– В деревне Мозганы была наша пасека – около полусотни домиков. Как повадился медведь – мы и костры жгли, и охотников с ружьями на деревья сажали. Но медведь все равно улучит момент, когда они спать пойдут, – и сделает свое дело, устроит на природе пикник с медом. Пришлось ульи в другое место перебазировать.

Яркие впечатления остались после встречи с косолапым и у местного жителя Николая Бондаренко:

– Я на лодке Западную Двину переплывал. Только пришвартовался к берегу, а рядом с пригорочка спускается медведь... Прямо от здания Суражского лесничества и дома, где, кстати, мой кум живет. Там как раз в реку ручеек впадает. Не знаю, чем мишка был так озабочен, но явно занят – то на высокий берег карабкается, то вниз спускается… Камешки на берегу с места на место перекладывает… Может, рыбачить хотел, да я помешал?

А вот вчерашняя выпускница витебского технологического колледжа, коренная горожанка Мария Закржевская, познакомилась с медведем прямо в лесу – она с коллегами там лесосеку отводила. Подзадержались часов до восьми вечера. А когда к машине возвращались, Маша (единственная в команде девушка) вперед вырвалась:

– Слышу, в стороне кусты трещат. Смотрю – медведь… Застыла. Ребята подходят, а я им – там медведь! Брось ты, говорят, не рассказывай сказки – домой поехали. На тот момент я как-то испугаться не успела… Зато потом, когда доводилось по лесу одной ходить, от каждого шороха вздрагивала.

Лесничий Бригитпольского лесничества Юрий Кизев уже около 20 лет трудится в лесу. Улыбается: на счету – десятки встреч с косолапым. По личному наблюдению, в последние годы мишек явно стало больше. Недавно вот с лесником в лесу работали, а по полянке, залитой солнцем, катится какой-то комок. Против солнца плохо видно… Но когда этот «комок» встал на задние лапы – понял Юрий, что подростку-медведю года три и весит он килограммов за сто. А лесник впереди трудится, по сторонам не смотрит… И когда расстояние между коллегой и мишкой осталось метров двадцать, Кизев стал в ладоши хлопать и кричать. Медведь еще раз на две «ноги» встал, опасность с головы до ног взглядом оценил и развернулся обратно в чащу:

– За все это время я ни разу не слышал, чтобы медведи были агрессивны к человеку. Обычно небольшого шума вполне достаточно для того, чтобы его спугнуть. Поверьте, он людей боится ничуть не меньше, чем мы их, медведей.

Вместо эпилога


Честно говоря, вживую, то есть в естественной природе, я медведей ни разу не видела. Поэтому вряд ли мои суждения можно считать сугубо объективными. Но, поговорив с многочисленными свидетелями и экспертами, досконально изучив медвежью тему, я убедилась в главном – братьев наших меньших просто нужно уважать. Ведь любую встречу с косолапым сегодня очевидцы вспоминают с гордостью и улыбкой – они соприкоснулись с чем-то удивительным и великим. Да, специалисты утверждают: медведи могут быть опасны. Особенно шатуны – те, кто по каким-либо причинам не ушел в спячку в положенное время. К счастью, такие случаи редки. Но если вы живете в лесу, а уж тем более разводите там пчел, будьте уверены: ваш мишка вас обязательно найдет. И потребует дань за то, что вы вторглись в его владения. Законы природы пока никто не отменял…

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter