Волынка не закончена...

На границе с Польшей без перемен?
На границе с Польшей без перемен?

Пограничный «маятник» продолжает раскачиваться. Казалось бы, польская таможня дала «добро» и в среду очереди на пунктах пропуска сократились. Увы, вечером того же дня информагентства сообщили, что таможенники продолжат забастовку. Они так и не смогли договориться с властями о размерах прибавки к зарплате. Не решены и другие «социальные» вопросы. В детали переговоров, впрочем, обе конфликтующие стороны предпочли не посвящать.

Новости, которые приходят с польско–белорусской границы, очень противоречивые. Одна из них: «дальнобойщики» перекрыли часть трасс в соседней стране и всерьез задумались о том, чтобы заблокировать подъезды к Варшаве. Но кое–какие подвижки за последние сутки все же произошли. В ночь со среды на четверг через пункт пропуска «Козловичи» в нашу страну въехало несколько сотен машин. Сократились очереди и на других крупных грузовых погранпереходах.

— Только что разговаривал с заместителем начальника таможни в Бяла–Подляске, который подтвердил: сотрудники терминала «Корощин» пока работают в обычном режиме. Официальных сообщений об итогах переговоров с властями они еще не получали, — рассказал консул Беларуси в Бяла–Подляске Владимир Ананич. — Обычно на терминале работает 17 таможенников, сейчас — 21.

О том, что ситуация постепенно нормализуется, вчера заявляли и другие официальные представители. Мы же решили снова связаться с застрявшими на границе водителями ООО «Белинтертранс», чтобы получить информацию из первых уст. Выяснилось: большинство «дальнобойщиков» по–прежнему коротают время в тесных кабинах, вдыхают «ароматы» дыма из выхлопных труб и ждут.

Правда, водитель Олег Шичко, которому мы звонили на днях, все–таки смог проскочить через пункт пропуска. Он уже в Минске. Отсыпается, отходит от потрясений. Вполне возможно, уже через сутки снова поедет в рейс. Такая работа... А вот «дальнобойщик» Олег Русак все еще торчит среди сотен других автомобилей возле погранперехода «Козловичи». Набираю его номер.

— Спрашиваете, что изменилось на границе после временного «потепления»? Ровным счетом ничего. Польские таможенники работают только ночью — с 8 вечера до 8 утра. Причем очень вяло. Пропустят один автомобиль и идут на перекур. А очередь — километров пятьдесят. Если даже таможня перейдет на нормальный рабочий ритм, понадобится около 3 — 4 суток, чтобы всех пропустить.

Продукты у «дальнобойщиков» на исходе, а цены у «подносчиков» еды из числа местных жителей подскочили в несколько раз. Та же картина в придорожных кафе. Благо хоть с родными по мобильному телефону можно поговорить, успокоить. Особых проблем у наших водителей со здоровьем нет. Хуже всего, признаются они, когда на психику давит неопределенность. Накопилась огромная моральная усталость. Так хочется вдавить педаль газа в пол и наконец выехать на широкую трассу...

О централизованной акции заблокировать все польские магистрали Олег Русак не слышал. А вот на дороге Варшава — Корощин, которую в районе деревни Залесье загородили фуры, вот–вот может вспыхнуть социальный конфликт. Местные жители пригрозили «дальнобойщикам» порезать тенты, если те не уберут трейлеры. Пока, к счастью, угрозу в жизнь так и не воплотили. На других трассах «дальнобойщиков» периодически гоняет полиция. Но они, как только машины с мигалками уезжают, снова устраивают заслон. А как еще заставить власти наконец–то обратить внимание на свои проблемы?

— Все водители сходятся в одном: места «вялых» польских таможенников во время их забастовки должны занять специалисты из Европейского союза, — рассуждает Олег Русак. — А поляки пусть договариваются с властями и решают свои проблемы.

Сутки простоя одной большегрузной машины в среднем обходятся в 300 долларов. Но и это не самое неприятное. Сильно страдает имидж перевозчиков.

— Наши партнеры из многих стран мира ждут грузы, оборудование, запчасти. Им безразлично, что у нас — форс–мажор. Нарушаются условия договора, — сетует заместитель генерального директора по транспорту ООО «Белинтертранс» Максим Щербо. — Специалисты Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков сейчас разбираются, кому и в каком виде будем предъявлять претензии. Подсчитываем все убытки — сумма выходит значительная.

Комментарий

Почему представители Евросоюза остались в стороне от событий на восточной границе Польши? Ведь забастовка польских таможенников практически парализовала транзит грузов и привела к огромным экономическим потерям как для нашей страны, так и для целого ряда предприятий–грузоперевозчиков. МИД нашей страны призвал Евросоюз безотлагательно обеспечить выполнение в должной мере своих международных обязательств в области беспрепятственного перемещения граждан и грузов на внешних границах ЕС и предотвратить дальнейшее нанесение ущерба интересам людей и экономике других государств.

Прокомментировать ситуацию мы попросили посла Франции в Беларуси госпожу Мирей Мюссо (именно Франция от имени Словении сейчас исполняет обязанности председателя ЕС в Беларуси).

Вот какой ответ мы получили.

— Разрешение этой ситуации — внутреннее дело Польши, — считает Мирей Мюссо. — А вопрос о нанесенном ущербе должен обсуждаться на двустороннем уровне между Минском и Варшавой. Европейский союз внимательно следит за сложившейся ситуацией и надеется на ее скорейшее и окончательное разрешение.

Что касается предприятий–грузоперевозчиков, то, как правило, они должны быть застрахованы и таким образом решать вопрос о возмещении убытков.

К тому же мы не совсем представляем, каким образом могла быть нарушена свобода передвижения. По нашим сведениям, никто не запрещал ни гражданам Европейского союза, ни гражданам других стран въезд или выезд на территорию Шенгенской зоны. Единственное право, поставленное под сомнение, — это право на проведение забастовок, единогласно признанное странами — членами ЕС.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter