В БСМП Минска ежегодно делают более 60 операций больным хроническим панкреотитом

Волшебство доброй Фреи

В Больнице скорой медицинской помощи Минска ежегодно делают более 60 сложнейших операций больным хроническим панкреотитом
Все болезни от нервов, твердят гуру психосоматики. С ними можно спорить, но факты говорят за себя: за последние 15 лет воспалительные заболевания поджелудочной железы увеличились аж в четыре раза. Нервно живем. Особенно зачастил хронический панкреатит. В одной только Больнице скорой медицинской помощи Минска ежегодно делают более 60 сложнейших операций таким пациентам. Малоинвазивных же и до двух сотен доходит. Передовые технологии в отделении хирургической гепатологии БСМП – почти на конвейере.

Заведующий отделением хирургической гепатологии Сергей РАЩИНСКИЙ.

«Всего день как из-под скальпеля, а видите, какой румяный лежу», – усмехается Петр Васильевич. Свою операцию на поджелудочной пациент объясняет просто: «Почистили, камушки достали. Ну и кисту чикнули». Хроническое воспаление поджелудочной железы – процесс необратимый. И иногда быстро прогрессирует. Задача врачей – нажать на кнопку «стоп». И нажать зачастую уже скальпелем.

Поджелудочная железа как универсальный солдат: вырабатывает и важнейший гормон инсулин, и панкреатический сок, который участвует в пищеварении. А теперь представьте: протоки железы закупориваются, например камнем, – и ферменты панкреатического сока просто не могут выйти наружу. И тогда эти «арестанты» начинают безудержно пожирать клетки самой железы и окружающие ее ткани. Она воспаляется, и в результате появляется рубец, мешающий панкреатическому соку бежать свободно. Все это вредит желудку, двенадцатиперстной кишке… Медлить с операцией тут нельзя.

«В панкреатологии нет единой супертехнологии. Все крайне индивидуально, – говорит завотделением Сергей Ращинский. – Одним пациентам, например, делаем малоинвазивные лапароскопические операции: вводим через небольшие проколы тончайший инструмент и удаляем воспаленный участок поджелудочной. Но как бы привлекательно ни выглядела такая хирургия, есть много случаев, когда нужны именно традиционные трудоемкие операции с применением новых органосохраняющих технологий. Да, они сложнее, но главное – конечный результат».

Болезнь приходит, когда ее не ждешь.

Такой результат, чтобы человек после выписки хвастался, как и упомянутый Петр Васильевич, своим здоровым румянцем, причем долгие годы. За последние пять лет врачи отделения сделали более 200 успешных реконструктивных высокотехнологичных операций на поджелудочной железе.

Медицина не стоит на месте – факт. Сравните сами. Раньше пациенту полностью удаляли головку поджелудочной, причем вместе с двенадцатиперстной кишкой, частью желчевыводящих протоков, участком тонкой кишки… Сейчас же вырезают лишь рубцовую ткань. То есть только необратимо поврежденный «лоскуток», оставляя то, что может работать и дальше. Это почти стопроцентно сохраняет работу желудка, двенадцатиперстной кишки, толстой кишки и желчевыводящих протоков.

Хирурги БСМП освоили и поставили на поток высокотехнологичные операции Фрея и Бегера (их проводят в редких клиниках). Причем по-своему адаптируют технологии. «Например, в методике Фрея расписаны четкие границы удаления поврежденной ткани. Мы же в зависимости от поражения органа так или иначе отступаем от них», – говорит Ращинский.

Сложность еще и в том, что у поджелудочной железы много кровоснабжающих сосудов. Поэтому хирурги-панкреатологи, как саперы: один неверный «шаг» скальпеля может сильно навредить. Иногда операции идут по 8 и более часов. Многие пациенты потом долгие годы неплохо себя чувствуют. Если, конечно, не подсобят возвращению болезни. «Бывает, 10 часов в оперблоке работаешь, выписываешь пациента совсем другим человеком... А он через пару месяцев опять попадет. Спрашиваешь, что случилось? А в ответ: «Сосуды промывал», — сокрушается Сергей Маркович.

Вернемся к операции Фрея. Обычно ее делают, если панкреатит осложнился камнями и кистой на железе. Тогда врачи, вырезают кисту и дренируют в тонкую кишку. Эта методика по сравнению с другими дает большую гарантию, что рецидива уже не будет. К тому же у человека сразу же после операции проходит боль, которую до этого он терпел почти каждый день. Гепатологи БСМП послеоперационную реабилитацию считают не менее важной, чем саму хирургию. Тут тоже много тонкостей: кого сколько раз перевязать, как перевязать… Не удивительно, что на медицинских сайтах Ращинский и его команда собирают так много отзывов от своих больных. И не удивительно, что все больше становится тех, кто раз и навсегда попадет в категорию «бывший пациент».

snatw3@tut.by
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter