Тайными тропами "Мосфильма"

Волшебный луч синема

Через месяц наша кинофабрика «Беларусьфильм» пригласит первых своих посетителей на экскурсию. Опыт московских коллег, по признанию нового руководства студии, слишком хорош, чтобы им пренебречь. В самом деле, в день на «Мосфильме» проходит около 50 экскурсий, билет для взрослых стоит около 20 рублей. Легкая арифметика подсказывает: зарабатывая на одних только туристах, московская студия может позволить снимать два полнометражных фильма в год. Мы побывали в закромах крупнейшего российского киноконцерна и посмотрели, какие драгоценности там хранятся.


Старая Москва



Самое крутое в экскурсии по «Мосфильму» — это гипсокартонная декорация к фильму Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть», воздвигнутая 15 лет назад (стоила она тогда, в 2003 году, 350 тысяч евро). На ней представлено две улицы в полный размер с небольшой площадью посередине. После съемок декорацию собирались уничтожить, но режиссеры взбунтовались: такой старинный кусочек улиц сегодня нигде не найдешь, нужно сохранять для дальнейших съемок. Расчет был верным, за последние годы здесь было снято более двухсот кино– и телепроектов. Древние улочки благодаря смене вывесок легко превращаются из Москвы в Питер, из Питера в Рим, из Рима в Копенгаген, и даже старый Шанхай здесь умудрились однажды снимать. Понятно, что декорация при такой частоте съемок уже пять раз сама себя окупила и приносит постоянную прибыль. Раз в полгода ее приходится латать, конечно: ремонтировать, подкрашивать и укреплять, внутри — все здания полые, кроме строительных лесов и досок, там ничего нет. От непогоды домики защищают железные крыши — это единственный надежный материал, который использовали строители, возводя улочки «старой Москвы» — в народе эту декорацию так и называют. Кстати, для того чтобы понять, перед нами настоящая улица в кинокадре или вот такая картонная, нужно присмотреться внимательнее, куда актеры двери домов открывают. Если наружу — наверняка перед нами муляж улиц.

«Москвич» слезам не верит



Немало впечатляет и автопарк студии: здесь есть автомобили как со светской историей (на них в прошлой жизни ездили монархи, вожди и важные персоны), так и с киношной. Еще один существенный нюанс — все авто на ходу, от «Роллс–Ройса» до трактора, пожарной машины и тачанки, все драндулеты хоть сейчас отыграют в кино свои функции.

Сегодня трудно понять, как в такой маленький горбатенький «Москвич» помещались четыре героя фильма «Москва слезам не верит», чтобы отвезти Тосю на смотрины к родителям в дачный поселок. Помните? Послевоенная машина выглядит крохотной, почти игрушечной. Тем не менее как–то умудрялись люди ездить в таких авто и не одни — с урожаем: полные багажники картофеля и яблок возили туда–сюда. Современным людям этот процесс представить себе довольно сложно. Но так было.

Забавный казус произошел с автомобилями БМВ 1930–х годов. После войны их из Германии в Москву везли столько, что заполнили все свободные автостоянки. Никто не знал, куда пристраивать «баварский автопром». А тут в 1947 году случился юбилей Москвы — столица отмечала 800–летие, в городе было много иностранных гостей. Чтобы не ударить перед ними в грязь лицом, власти Москвы прибегли к маленькой хитрости — выкатили все бесхозные БМВ на улицы города в качестве бесплатного городского такси. У иностранцев был шок: как хорошо в СССР решена проблема с транспортом!..

Бык — опасное оружие



Муляж туши огромного быка в музейном павильоне напоминает нам о том, что синема — это волшебный мир, и на веру все происходящее в кадре принимать не стоит. В фильме «Яды, или Всемирная история отравлений» персонажа Чезаре Борджиа, чтобы спасти от отравы, укладывали в разъятое чрево быка. Разумеется, актера снимали во вспоротом чучеле животного, а чтобы придать сцене натуральный вид, края брюха животного обкладывали обычной говядиной из магазина. Ни один бык во время съемок не пострадал, но одного живого, натурального и крайне опасного все–таки пришлось притащить в павильон и снять его проход к гильотине — на экране эпизод занимает 4 секунды. Так вот, пока бык находился на съемочной площадке, все декорации и актеры были застрахованы на кругленькую сумму — шесть с половиной миллионов российских рублей, на студии дежурили 4 машины скорой помощи, две пожарные, а по углам павильона сидели три снайпера с транквилизаторами. Такие сложности ради четырех секунд на экране? И вы до сих пор хотите снимать кино?



Много опасностей таят в себе коридоры «Мосфильма»: из–за угла за тобой подглядывают чучела лошадей, гигантских рыб, динозавров. И даже Вий тут произносит коронную фразу «Откройте мне веки» вполне правдоподобно — сцена из одноименного первого советского ужастика воспроизводится «живьем». Подвижный робот в образе актрисы Натальи Варлей несется с выпученными глазами на робота в образе Леонида Куравлева. Пример современной аниматроники — еще один козырь экскурсий «Мосфильма». Веселые ребята эти киношники. Мало того что цари у них ненастоящие, так и бриллианты в той самой короне Российской империи — тоже, как вы понимаете, стеклянные. Но зато как блестят!

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter