Через месяц наша кинофабрика «Беларусьфильм» пригласит первых своих посетителей на экскурсию. Опыт московских коллег, по признанию нового руководства студии, слишком хорош, чтобы им пренебречь. В самом деле, в день на «Мосфильме» проходит около 50 экскурсий, билет для взрослых стоит около 20 рублей. Легкая арифметика подсказывает: зарабатывая на одних только туристах, московская студия может позволить снимать два полнометражных фильма в год. Мы побывали в закромах крупнейшего российского киноконцерна и посмотрели, какие драгоценности там хранятся.
Старая Москва
«Москвич» слезам не верит
Сегодня трудно понять, как в такой маленький горбатенький «Москвич» помещались четыре героя фильма «Москва слезам не верит», чтобы отвезти Тосю на смотрины к родителям в дачный поселок. Помните? Послевоенная машина выглядит крохотной, почти игрушечной. Тем не менее как–то умудрялись люди ездить в таких авто и не одни — с урожаем: полные багажники картофеля и яблок возили туда–сюда. Современным людям этот процесс представить себе довольно сложно. Но так было.
Забавный казус произошел с автомобилями БМВ 1930–х годов. После войны их из Германии в Москву везли столько, что заполнили все свободные автостоянки. Никто не знал, куда пристраивать «баварский автопром». А тут в 1947 году случился юбилей Москвы — столица отмечала 800–летие, в городе было много иностранных гостей. Чтобы не ударить перед ними в грязь лицом, власти Москвы прибегли к маленькой хитрости — выкатили все бесхозные БМВ на улицы города в качестве бесплатного городского такси. У иностранцев был шок: как хорошо в СССР решена проблема с транспортом!..
Бык — опасное оружие
Муляж туши огромного быка в музейном павильоне напоминает нам о том, что синема — это волшебный мир, и на веру все происходящее в кадре принимать не стоит. В фильме «Яды, или Всемирная история отравлений» персонажа Чезаре Борджиа, чтобы спасти от отравы, укладывали в разъятое чрево быка. Разумеется, актера снимали во вспоротом чучеле животного, а чтобы придать сцене натуральный вид, края брюха животного обкладывали обычной говядиной из магазина. Ни один бык во время съемок не пострадал, но одного живого, натурального и крайне опасного все–таки пришлось притащить в павильон и снять его проход к гильотине — на экране эпизод занимает 4 секунды. Так вот, пока бык находился на съемочной площадке, все декорации и актеры были застрахованы на кругленькую сумму — шесть с половиной миллионов российских рублей, на студии дежурили 4 машины скорой помощи, две пожарные, а по углам павильона сидели три снайпера с транквилизаторами. Такие сложности ради четырех секунд на экране? И вы до сих пор хотите снимать кино?
Много опасностей таят в себе коридоры «Мосфильма»: из–за угла за тобой подглядывают чучела лошадей, гигантских рыб, динозавров. И даже Вий тут произносит коронную фразу «Откройте мне веки» вполне правдоподобно — сцена из одноименного первого советского ужастика воспроизводится «живьем». Подвижный робот в образе актрисы Натальи Варлей несется с выпученными глазами на робота в образе Леонида Куравлева. Пример современной аниматроники — еще один козырь экскурсий «Мосфильма». Веселые ребята эти киношники. Мало того что цари у них ненастоящие, так и бриллианты в той самой короне Российской империи — тоже, как вы понимаете, стеклянные. Но зато как блестят!
viki@sb.by