Анастасия Москвина уверена: как бы ни развивались современные технологии, ничто не заменит живое общение зрителя с артистами

Волшебное сопрано

Анастасию Москвину узнаешь в любом гриме. Необыкновенной красоты голубые глаза, пленяющее душу сопрано, невероятной силы энергетика... Каждая ее партия, будь то Лиза («Пиковая дама»), Ярославна («Князь Игорь»), Ирина («Седая легенда»), Иоланта («Иоланта»), глубоко трогает зрителя. Не только белорусского. Народной артистке аплодировали в Бельгии, Германии, Венгрии, Испании, Нидерландах, России, Японии и других странах. Представить современную оперу без этой яркой артистки просто невозможно. Между тем творческий путь Анастасии мог сложиться совершенно иначе.
Фото из личного архива


— Французский писатель Бернар Вербер утверждает, что «в жизни есть три фактора: талант, удача, труд. Можно добиться успеха, обладая двумя из них. Но в идеале лучше иметь все три». Бесспорно, что в формуле вашего успеха есть и природный талант, и невероятная трудоспособность. А удача часто помогала вам двигаться вперед?

— Под удачей я понимаю встречу на своем пути людей, которые увидят твой талант, оценят твою работоспособность и помогут реализоваться в профессии. Могу сказать, что мне везет на таких людей.

— Анастасия, после школы вы поступили в Белорусский государственный университет культуры и искусств на специальность «Режиссер театрального коллектива». Но, получив один диплом, сразу отправились за другим — в Академию музыки. Что повлияло на это судьбоносное решение?

— С музыкой я связана с детства. Окончила музыкальную школу № 2 имени Н.И. Аладова по классу скрипки. К слову, в этом году она празднует юбилей — 70 лет. В десятом классе перешла в школу с театральным уклоном и решила связать жизнь с драматическим театром. Первое образование действительно получила в университете культуры по специальности «Режиссер театрального коллектива». Но все время чувствовала потребность заниматься музыкой и вокалом. И поступила в Академию музыки на специальность «Сольное пение» в класс заслуженной артистки БССР профессора Людмилы Яковлевны Колос. Эта судьбоносная встреча с моим педагогом во многом определила мое место в мире искусства и повлияла на формирование меня как личности и вокалиста. И с 2002 года я являюсь солисткой Большого театра Беларуси.

— У вас большой репертуар русской и зарубежной классики. А какая музыка наиболее близка вам?

— Очень люблю петь на русском и белорусском языках, будь то оперы, романсы, народные песни. Всегда с большим трепетом и волнением исполняю партии в операх П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, В. Солтана, Д. Смольского. Среди них — партии Татьяны («Евгений Оненин»), Лизы («Пиковая дама»), Иоланты («Иоланта»), Ярославны («Князь Игорь»), Надежды Яновской («Дикая охота короля Стаха»), Ирины («Седая легенда») и другие. Мои любимые партии из опер итальянского композитора Дж. Пуччини — Мими («Богема»), Лиу («Турандот»), Анна («Виллисы»).

— Как вы относитесь к экспериментам на оперной сцене?

— Если это сделано талантливо, это будет интересно всем — и зрителям, и артистам. Кому-то нравится классика, кто-то ценит эксперименты.

— В прошлом сезоне вы приняли участие в постановке оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» венгерского режиссера Миклоша Габора Кереньи. Доводилось ли вам ранее исполнять партии в опереттах?

— В 2010 году на сцене Большого театра России состоялась премьера оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» в постановке режиссера Василия Бархатова, в которой я исполнила партию Розалинды. Так что это не первая моя встреча с данным жанром. Причем в Москве я исполняла партию на немецком языке, а в Минске — на русском. Попробовав себя в оперетте, могу сказать, что это сложный жанр и очень интересный опыт для солистов оперы. В оперетте, кроме музыкального материала, много разговорного текста, который требует серьезной подготовки актера, в том числе занятий основами сценической речи.

— Зритель вас видит не только в спектаклях, но и в концертных программах. К примеру, в мае прошлого года вы порадовали публику совместным концертом с Оксаной Волковой BELCANTO. Выступать в концерте сложнее, чем в спектакле?

— Безусловно, петь в концерте, если речь о большой программе, а не участии в одном-двух номерах, намного сложнее. Ты исполняешь самые яркие арии и дуэты из опер. Сложность состоит в том, что ария — это виртуозный отрывок из оперы с наибольшим количеством сложных технических моментов. Обычно в опере у главного героя 1—2 арии, в концерте ты можешь ­исполнить их от 6 до 12. Это сложно. К тому же это наиболее популярные и любимые у зрителя арии, которые нужно спеть безупречно. Участие в сольном концерте для артиста — очень сложная голосовая и эмоциональная нагрузка и большая ответственность, которая требует подготовки и хорошей вокальной и физической формы.

«Иоланта» П.И. Чайковского.

— Вы выступаете не только на белорусской сцене. Вас хорошо знают в России. Вы принимали участие в гастролях театра в Австрии, Германии, Испании, Нидерландах, Франции, Эстонии и других странах. Выступление в какой стране и на какой сцене было для вас наиболее значимым?

— Одной из важнейших удач в моей профессиональной карьере я считаю встречу с удивительным музыкантом, пианистом, дирижером, народным артистом России Михаилом Плетневым и Российским национальным оркестром под его управлением. В рамках открытия Большого фестиваля РНО в Концертном зале имени Чайковского в Москве я исполняла партии Царевны в опере Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» в 2015 году и Иоланты в опере П. Чайковского «Иоланта» в 2016-м. Мне посчастливилось принять участие в гастролях Российского национального оркестра в Японии в 2016 и 2018 годах и выступить в удивительных залах Suntory Hall и Opera City в Токио. Была удивлена не только потрясающей акустикой, но и теплым приемом и любовью японского зрителя к русской опере.

В этом театральном сезоне большим подарком для меня стало сотрудничество с главным дирижером Михайловского театра заслуженным артистом России Александром Ведерниковым. Он пригласил меня исполнить партии Иоланты и Лизы в операх П. Чайковского «Иоланта» и «Пиковая дама» на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге и принять участие в концерте в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича. В этом знаменитом зале потрясающая акустика и удивительная атмосфера. Концерт состоялся под управлением Александра Ведерникова с участием солистов, хора и оркестра Михайловского театра. Программа состояла из произведений С. Рахманинова: «Три русские песни для хора», кантата «Весна», поэма «Колокола».

— Являясь ведущей солисткой Большого театра, гастролируя, вы находите время еще и на преподавание. Насколько педагогическая деятельность важна для вас?

— Моя творческая деятельность всегда шла параллельно с педагогической. В качестве педагога я начинала работать в БГПУ имени М. Танка. Сейчас преподаю в Белорусской государственной академии музыки, являюсь профессором кафедры вокала. Чувствую в себе необходимость передачи опыта молодому поколению музыкантов, которые придут после меня работать в театр. Студенты моего класса имеют уникальную возможность посещать не только мои уроки, но и мои выступления на сцене Большого театра Беларуси. И это большой плюс. Ведь теория совмещается с практикой.

— Откройте секрет. Правда, что вы являетесь не только преподавателем, но и студентом?

— В настоящий момент являюсь слушателем Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Считаю, что человек должен всегда развиваться и стремиться получать новые знания.

— При такой занятости остается ли у вас время на отдых?

— Для меня часто отдыхом служит переключение вида деятельности. Люблю посещать в свободное время драматические театры, выставки, музеи, гулять в парке. Из активных видов отдыха предпочитаю велопрогулки.


«Рита, или Пиратский треугольник» Г. Доницетти.

«Князь Игорь» А.П. Бородина.


— Сегодня набирают популярность онлайн-трансляции спектаклей и концертов. Как вы к ним относитесь?

— Считаю, что это важно для популяризации оперы, балета, классической музыки. Но настоящий нерв, живые эмоции зритель все-таки может получить, только придя лично на концерт или спектакль. Меня радует, что, несмотря на развитие современных технологий и возможность посмотреть любой спектакль не выходя из дома, большинство зрителей предпочитает живое общение с артистами. И мы за это им очень благодарны. Двери Большого театра всегда открыты для зрителей, преданных искусству.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter