Волшебники в вертолете

Для некоторых лето в Греции — это 288 часов в воздухе, 50-градусная жара и бесконечный пожарНа аэродроме в Липках под Минском, куда должен был приземлиться белорусский вертолет со спасателями, заблаговременно собралась самая заинтересованная публика. Эмчаэсовцы ждали возвращения с боевого задания коллег, журналисты — новых белорусских героев, о которых за последние четыре месяца было рассказано немало. Но самыми нетерпеливыми ожидающими были жены и дети, которые уже долго не видели любимых мужей и пап. Как сказал нам пятилетний Дима, “они в Греции пожары тушили, а мы очень скучали”.

Долг похвалой красен
Пятнадцать белорусских спасателей, которые впервые вместе со своей авиацией помогали зарубежным коллегам тушить пожары в Греции, дома встречали, как полагается, — с хлебом и солью. Непрофессионалы смотрели на них, как на героев какого-то известного боевика: сильные, загорелые (еще бы: при 40—50 градусах в кабине!), да прямо из тех мест, которые все лето не сходили с экранов телевизоров и газетных полос.
— Благодарю вас всех. Вы сработали как положено, — похвалил экипаж министр по чрезвычайным ситуациям Энвер Бариев. — Мы здесь постоянно следили за вами (а вместе со спасателями и читатели “НГ”. — Авт.) Полагаю, что вы получили отменный опыт. И теперь можно не сомневаться, что в Беларуси ситуация с пожарами всегда будет под контролем.
Это вам не бутерброды кушать!
Опыт тушения пожаров ребята, пожалуй, успели в Греции не только приобрести, но и основательно закрепить. Как помнят читатели, когда спасатели только вылетали в Грецию в середине июня, речь шла о 150 часах в греческом воздухе. Но огонь оказался настолько агрессивным, что по просьбе греков наши спасатели пролетали больше 280 часов, тушили пожары сначала на острове Самос, а потом переместились в самое пекло — на юг полуострова Пелопонес, где спасали от огня район Каламаты.
— Когда горят населенные пункты — это очень страшно, — поделился впечатлениями старший группы Сергей Купрацевич. — Иногда приходилось проводить в воздухе по 11 часов. Воду брали из моря, иногда из высокогорных озер. Ночью тоже работы хватало — инженеры занимались техникой.
— Желание полететь в такую командировку еще раз не пропало?
— Нет. Если понадобится, полечу с удовольствием — такая работа много дает.
Для непросвещенных стоит оговориться, что 10—11 часов в гражданском самолете и спасательном вертолете — это две большие разницы. В самолете вы кушаете бутерброды, отдыхаете и наслаждаетесь полетом. В вертолете — зависаете над водоемами, черпаете оттуда 15 тонн воды, потом летите к очагу возгорания и обрушиваете эту массу на огонь. И все сначала... Всего за время командировки белорусские ребята вылили на греческую землю больше 15 тысяч тонн воды.
Продолжение следует?
В этом деле, к слову, очень помогла техника: вертолет
Ми-26, на котором и летали спасатели, считается самым грузоподъемным вертолетом в мире. А еще отличается тем, что может довольно точно “целиться” водой в очаг возгорания. У нас таких гигантов два, в соседней России — пять машин. Белорусские спасатели, работавшие в Греции, остались довольны тем, что больших проблем с машинами не возникало: мелкие поломки ремонтировались “без отрыва от производства”, форс-мажор тоже (тьфу-тьфу-тьфу) обходил стороной. Правда, как верно подметили сами спасатели, вертолет в 56 тонн в воздухе над огнем — это уже форс-мажор.
Сейчас, когда все осталось позади, в нашем спасательном ведомстве строят планы на будущее. Как прокомментировал Энвер Бариев, сами греки остались довольны работой наших ребят и у них есть заинтересованность в продолжении сотрудничества с нами. Например, сейчас в Европе рассматривается идея создания совместной специальной эскадрильи для работы в различных экстремальных ситуациях, поскольку практика показала, что аккумулировать такие средства в одном “кулаке” невозможно. Белорусские спасатели справедливо надеются на то, что предложение о сотрудничестве поступит и нам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter