Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Почувствовать глину и правильно поставить руки». Как студентов БГПУ обучают гончарному делу

Волшебники гончарного круга

Третьекурсник Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Алексей Миков с глиной работает почти десять лет: начинал с обычных свистулек, а сейчас умеет «вытягивать» красивые кувшины, тарелки и чашки. На прошлой неделе на факультете эстетического образования открылась учебно-производственная мастерская керамики и скульптуры, где теперь студенты могут прокачивать скиллы гончаров.

Алексей Миков с глиной работает почти десять лет

Уже в день открытия в просторной мастерской, разместившейся на первом этаже, у будущих учителей изобразительного искусства и народных художественных промыслов прошли первые практические занятия. Устроившись за гончарным кругом, Алексей старательно разминает глину руками. Материал, из которого предстоит творить, должен быть пластичен и без единого пузырька. Параллельно мастер настраивается на позитивную волну: без хороших мыслей создать сосуд не получится. Леша кладет кусок глины в центр круга, смачивает водой руки и приступает к работе:
На палитре у Ирины Кобяковой краски с натуральными пигментами

– Через несколько минут из этого материала получится небольшая чашка. Со стороны многим кажется, что сделать ее просто. Но это далеко не так. С первой попытки у новичка не выйдет «вытянуть» даже маленькую тарелку. Чтобы научиться чувствовать глину и правильно ставить руки, понадобится более двух месяцев.

Алексей держит ногу на педали, которая приводит в действие круг. Вдавливает ее сильнее – и устройство вращается быстрее, убирает стопу – и станок останавливается:

– Это современный гончарный круг. Он может вращаться в обе стороны, что очень удобно и для правши, и для левши. А еще станок практически не создает шума, поэтому, если кто-то на нем работает, других это не отвлекает.

После снятия чашки с «вертушки» работа над ней продолжается – нужно добавить детали. В руках у студентки Ирины Одынец кисточка и стаканчик со светло-серой смесью, напоминающей цемент:

– Натуральная масса из глины и воды называется шликером и заменяет клей. Ее используют, чтобы присоединять ручки к чашкам, закреплять крышки на горшках.

Следующий важный этап – рос­пись. Перед студенткой Ириной Кобяковой – палитра из десятка цветов. Краски отличаются от тех, что используются при создании картин на холсте, обращает внимание Ирина:

– В печи, куда помещают гончарные изделия для обжига, высокая температура – больше 1000 градусов. Обычные краски в таких условиях выгорят. Поэтому мы наносим специальные колеры, в составе которых есть натуральные пигменты. При воздействии горячего воздуха они не облезают, а, наоборот, проявляются еще ярче.

Готовое изделие нужно просушить. Это можно сделать и при комнатной температуре, но, если нужно ускорить процесс, пригодится аппарат для сушки. Их в мастерской два – для объемных предметов и для фигурок поменьше, проводит экскурсию по классу старший преподаватель кафедры художественного педагогического образования Мария Приймова:

– Есть и аппарат для глазурирования. Керамическая глазурь служит прекрасным украшением и делает глиняную посуду водонепроницаемой: если наполнить такой кувшин или чашку жидкостью, она не просочится.

КСТАТИ

Помимо учебно-производственной мастерской керамики и скульптуры в корпусе факультета эстетического образования открыли и хореографический зал. В помещении с балетными станками и зеркалами от пола до потолка будут проходить занятия по хореографии, ритмике, фитнесу и аэробике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter