Летал на воздушном шаре, гипнотизировал детей, сбегал на съемки из больницы - будни Деда Мороза Гомеля

Волшебник со стажем

Он летал на воздушном шаре, гипнотизировал детей, сбегал на съемки из больницы — будни главного Деда Мороза Гомеля

Творческая биография у режиссера и актера Юрия Вутто более чем насыщенная. Он преподавал в театральной школе, Университете культуры, прошел путь от артиста 2-й категории до директора ТЮЗа, был худруком Минского областного театра, руководил Гомельским молодежным, был художественным руководителем Гомельского театра кукол. Поставил десятки спектаклей, сыграл множество киноролей. Но в эту праздничную пору года основная его роль — другая.


Удивил Президента

Кстати, у Юрия Леонидовича нынче двойной новогодний юбилей: уже 40 лет в декабре — январе он становится Дедом Морозом и 10 — главным Дедом Морозом Гомеля.

Юрий Вутто придирчиво поправляет белоснежный парик перед зеркалом и прилаживает бороду, прежде чем взяться за расшитый золотом кафтан:

— Вообще, правильного цвета шубы у Деда Мороза нет. Все зависит от традиций страны и исторического периода, а сейчас — чем пестрее, тем лучше.

Юрий Леонидович просит меня помочь застегнуть роскошное одеяние — из-за окладистой бороды обзор новогоднего старца несколько ограничен. Обычно эту функцию выполняет Снегурочка, поэтому я чувствую некоторую гордость от неожиданной роли.

Впервые шубу Деда Мороза Юрий Вутто примерил студентом-первокурсником по совершенно прозаической и отнюдь не волшебной причине — хотелось подработать. На первом же утреннике он выложился так, что сорвал голос. В роль вжился серьезно и надолго, не пропуская ни одного новогоднего сезона. От обычных утренников дорос до рес­публиканских праздников — зажигал главную елку страны.

— Помню, как Александр Григорьевич удивленно окинул меня взглядом: «А что ты такой большой?» Тут я шубу распахиваю, а под ней хоккейная экипировка поддета, и наши хоккеисты как раз тогда отличные результаты показывали. Я Президенту говорю: «Вы меня еще летом позовите, мы и в футбол начнем выигрывать!»

С горящими глазами

От Гомельского областного центра народного творчес­тва, нынешнего места работы Юрия Леонидовича, отправляемся к самому притягательному в это время года месту — площади Ленина. Здесь установлена 35-метровая пиксельная красавица — главная елка Гомеля, которую Юрий Вутто зажигал несколько недель назад.

Дед Мороз степенно выходит из машины — и начинается волшебство! Возле главного новогоднего персонажа тут же материализуются пару десятков детей, спешащих на выступление воспитанников хореографической школы. Селфи с Дедом Морозом грозят затянуться на полдня. Впрочем, взрослые не уступают в желании прикоснуться к волшебству. Бухгалтер средних лет Елена Ивановна с горящими глазами обнималась с Дедушкой и наперекор традициям осыпала пожелания­ми его самого.

Не каждому под силу

Юрий Вутто радушно фотографируется с каждым прохожим, снабжая его раскатистым поздравлением:

— Счастья и здоровья вам в новом году!

Говорит, если люди вокруг хорошие, то развлекать их легко и весело. По крайней мере, на дедморозовскую пенсию он не собирается. И правильно, нечего лишать Гомель такого колоритного персонажа. Ведь даже по признанию самого Юрия Леонидовича, Дед Морозом может быть не каждый актер:

— Должен бы каждый, но не все могут. Антропологические данные или возраст не имеют значения. И женщины Деда Мороза играют. Главное — верить, что ты волшебник.

Интересная деталь: Юрий Вутто легко переносит холод и многочасовые программы на морозе, а вот жару не любит и, находясь на утреннике в душном зале, шутит: «Дедушка тает…»

Удивительно, а ведь режиссер и актер из него мог и не получиться, несмотря на то, что в детстве маленький мальчик из Минска экспрессивно декламировал Агнию Барто и божественно играл лисичку в «Теремке». Мечтал стать этнографом, а вот окончил внезапно химико-технологический факультет и защищал диплом на тему «Адсорбция, десорбция и гидролиз производства многотоннажного карболита» — эту фразу он потом использовал вместо скороговорки. Но молодое дарование заметил режиссер Владимир Короткевич и сказал твердо: «Иди в театр». И не прогадал. Он играет, руководит и делает замечательные постановки, хотя к своей работе относится критично:

— Если я поставил более 60 спектаклей, то 3—4 из них можно смотреть. И что интересно, одну и ту же постановку на одном фестивале разбивают в пух и прах, а на втором дают две премии.

Искусство — вещь спорная и субъективная. Но спектакль «Хрустальная Ночь. Kristallnacht. Последняя Ночь», где рассказывается о первой массовой акции прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха, получился таким сильным, что одной зрительнице пришлось вызывать скорую. А в Гомельском театре кукол, который делал много и взрослых спектаклей, одной из самых ярких работ стала «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» — про портного, которого судьба гонит от Гомеля до Палестины, через тюрьмы и неимоверные приключения. Юрий Вутто много снимался в кино, благодаря своему типажу и знанию языка стал «штатным немцем» киностудии «Беларусфильм». Однажды ускользнул на съемки из больницы и с давлением под 200 читал длинный и трагический монолог героя. На переозвучке повторить тот накал уже в здоровом состоянии не удалось, и режиссер оставил оригинальный звук.

Он продолжает творить, удивлять и поражать, но каждый год в декабре и январе надевает богатую шубу, выходит к огромной елке, чтобы вызвать искренние улыбки свои раскатистым:

— С Новым годом! С новым счастьем!..

А на подлодке не попробуем?

В «новогодней» биографии Юрия Вутто бывало всякое. В первый год на посту главного гомельского Деда Мороза его на праздник по городу везли в свадебном лимузине. Наш герой вспоминает:

— Меня наполовину выставили из люка. Но туда-то я залез, а назад как?.. Чуть вылез. А еще схема праздника не была выработана полностью, на Советской из-за меня были безумные пробки!

На чем только ни прибывал Юрий Леонидович на праздник. В списке вместо саней Деда Мороза — квадроцикл, карета и даже некая американская машина, предназначенная для перевозки свиней.

— Но самый интересный вариант предложили в Спасо-Преображенском храме. Там ребятки из воскресной школы сами делают спектакли, а я в них в качестве Деда Мороза участвовал. Так вот, батюшка достал воздушный шар, на котором мы приземлялись посреди действия. Представьте: коробочка 50 на 50 сантиметров, и мы со Снегурочкой в ней жмемся и на землю сверху поглядываем. Там рядом есть водоем, я батюшке и говорю: «Давайте я в следующий раз на подводной лодке всплыву, только водный транспорт и остался неохваченным!..» — перебирает в памяти Юрий Леонидович.

Кстати, со взрослыми Деду Морозу работать проще: они слушаются беспрекословно, а в конкурсах участвуют иногда охотнее детей, отплясывают лихо независимо от должности и статуса.

— А вот дети за 40 лет изменились. Ты пришел, Дед Мороз? Молодец. Где планшет? Какой еще стишок? А еще я умею гипнотизировать детей, но, правда, ненадолго. Бывает, малыш впервые видит Деда Мороза, пугается, вот-вот заплачет. Тогда медленно вынимаешь подарок, показываешь ему, фокусируешь его внимание. Он успокаивается, берет подарок, а дальше ты ему уже не нужен! — смеется Юрий Леонидович.

Резиденция Деда Мороза, светящиеся арки, изящные елки и огромные шары — посреди этой праздничной картины Юрий Вутто неожиданно признается:

— В Деда Мороза я перестал верить лет в пять. Шубу надевал папа, я все смотрел на него и пытался понять, на кого Дед Мороз похож… Тогда за стишок давали конфетку, карамельку. Вот тут-то я и понял все, ведь такие же карамельки были у нас дома. Моя дочка перестала верить лет в шесть. Было очень смешно, когда она вдруг сказала присутствующим: «Подождите, сейчас папа в Деда Мороза переоденется и тогда будут подарки». Больше я ее в образе не поздравлял. Потом дарил подарки просто как папа.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter