Парики от настоящего мастера: мы разыскали представителей редкой нынче профессии — постижера

Волосок к волоску

Постижеров сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. Их клиенты — люди со всей страны. Редко кому приходилось видеть, как по индивидуальным меркам изготавливаются парики, шиньоны, бороды, бакенбарды и другое — постижеры вручную, волосок к волоску, создают все это. Труд тяжелый: на один заказ уходит около трех недель, по 8—10 часов ежедневной скрупулезной работы. Но результат впечатляет: парики из натуральных волос тяжело отличить от настоящей шевелюры. Корреспондент «Р» провела рабочий день с кардой, трессом и чужими волосами.

На изготовление среднестатистического парика уходит около 3 недель.

Карда, тресбанк, монтюр


В прошлом веке в стране работало множество постижерных мастерских — клиенты чуть ли не ночевали под их окнами, чтобы не пропустить свою очередь и стать счастливыми обладателями модного парика. Потом на рынке появились китайские изделия по низким ценам, и парики машинной работы постепенно вытеснили хендмейд — постижерные изделия, сделанные вручную, перешли в разряд эксклюзивных.

Но ценителей качества сейчас немало, а вот квалифицированных постижеров осталось раз-два и обчелся. Чтобы разобраться в тонкостях очень редкой профессии, направляюсь на минскую улицу Котовского. «Любавушка» — с виду обычная парикмахерская, но именно там трудятся женщины, которые посвятили постижерному делу всю свою жизнь. Не хочу отрывать их от дела, поэтому разговариваем прямо за работой.

 — И так тружусь уже 40 лет, — Зинаида Литвинович, имея такой огромный стаж, все же признается: что-то новое постигает до сих пор. Учится каждый день.

Труд постижеров требует усидчивости и терпения.

В профессию пришла молоденькой, сразу после окончания школы. С тех пор ежедневно окружена миллионами чужих волосков и приспособлениями с необычными названиями: карда, тресбанк, монтюр… Мастер на моих глазах тщательно и скрупулезно сортирует локоны, параллельно старается максимально просто рассказать про основные этапы работы:

— На один парик в среднем расходуем 200-граммовую копну волос. Обычно это локоны от разных людей. Перемешиваем их, расчесываем, а затем начинается самый длительный процесс — плетение тресса, — Зинаида Андреевна откладывает карду, специальную расческу, и начинает работать на необычном станке — тресбанке. С его помощью нужно получить 12-метровую ленту из волос. Готова такая будет, если работать по 8—10 часов около 8 дней.

Наблюдаю и удивляюсь: не каждый обладает таким терпением и усидчивостью, чтобы справляться с монотонной работой — плести тресс. Собеседница аккуратно складывает в пучок несколько волосинок, вплетает в туго натянутые нити и затягивает узелок. Специально для меня демонстрирует очередной этап работы: для этого берет монтюр.

Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей.

— Эта своеобразная шапочка служит основой для любого парика. Изготавливается по индивидуальным меркам клиента. Материал «дышащий», натуральный, — Зинаида Литвинович нашивает тресс на монтюр. Она сосредоточенна и собранна.

Кому это нужно?


Дальше не легче: предстоит одна из наиболее трудоемких операций в постижерном деле. Тамбуровку волос специальным крючком мне показывает Алла Якушева. Ловкими движениями имитирует волосы на макушке парика — это трудоемко и ответственно. С точностью ювелира забивает в монтюр по три, два, а иногда и вовсе по одному волоску. На этом работа постижера фактически заканчивается — к делу приступает специально обученный парикмахер-стилист. Он учитывает запросы клиента: красит, стрижет и укладывает волосы на парике.

— Кому это нужно? Очень многим! — уверяет Алла Евгеньевна.

В этой профессии она уже 20 лет и свое дело знает от и до. Ее талант ценят работники в кругах театра и кино, которым позарез нужны парики, шиньоны, накладные усы, бороды, бакенбарды. Так, мастерицы вручную создали шевелюры для оперных певцов, изготовили уже четыре бороды для Деда Мороза, который живет в Беловежской пуще! Даже трудились над механической головой Сократа, которая сейчас находится в Полоцком госуниверситете – она шевелится и говорит на разных языках.

Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей.

— Когда привезли голову, у нас был шок, — вспоминают постижеры. — Она была такая огромная, что не пролезла в дверной проем. Пришлось снимать мерки прямо на улице. Бороду и брови Сократу изготавливали целых две недели! Результат всем понравился.

К слову, работы представителей редкой профессии сегодня нарасхват и у модников, которые заказывают парики под цвет шубы, пряди для наращивания волос «холодным» методом и накладки, которые пользуются бешеной популярностью. Особенно у мужчин.

— Было время, в лихие 1990-е, что нам чуть ли не запрещали выполнять заказы мужчин. Милиция рекомендовала сразу обращаться, когда такие просьбы поступают, — опасались, что нашими клиентами могут быть преступники, которые хотят сменить внешность и избежать правосудия. Но сегодня постижерные изделия доступны всем, — смеется Алла Якушева.

Хочу прическу, как у Пьехи!


Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей. Если с ним обращаться правильно и аккуратно, прослужит десяток лет. Но, как правило, инструкцией по уходу клиенты пренебрегают — за новым изделием приходят уже через два-три года. Или попросту теряют парики, такие инциденты тоже нередко случаются.

— В основном это любители на большой скорости прокатиться на мотоцикле без шлема — парик сдувает сильным ветром. Или вот еще случай был: мужчина утопил шевелюру в водоеме. Искали всей деревней, но безуспешно.

Беседуем, но постижеры от работы не отвлекаются — от графика отставать нельзя. Парики нужны не только для красоты — изделия с нетерпением ждут и клиенты, за плечами которых печальные истории.


— Люди, пережившие химиотерапию, снова хотят стать привлекательными. Выйти на работу и чувствовать себя, как прежде, — объясняет Зинаида Литвинович. — Нужно быть немножко психологом, чтобы поговорить, постараться учесть все их пожелания. Но мы справляемся, ведь клиенты у нас постоянные! Знакомимся, а потом дружим годами. Сами судите: у нас есть заказчики, с которыми мы сотрудничаем уже более 20 лет! Ведь качественный парик от настоящего мастера — выход из сложного положения.

Нотку творчества привносят и клиенты — придумывают будущие образы или вовсе просят скопировать их со знаменитых людей. Так, на столе у постижеров замечаю вырезку из журнала — на фото изображена несравненная Эдита Пьеха. Заказ такой: сделать шевелюру, точь-в-точь как у знаменитой эстрадной певицы. И они, я уверена, справятся!

Работа на дом


Постижеры сейчас — большая редкость, поэтому у профи работы очень много. Частенько приходится брать ее на дом. Алла Якушева улыбается и признается: домашние уже привыкли.


— Моя дочь тоже постижерные навыки имеет, иногда помогает мне. А внук еще маленький, только смотрит на нас с любопытством. А иногда злится, спрашивает: «Бабушка, почему ты все время работаешь?»

Коллега Зинаида Литвинович кивает: у нее такой же распорядок дня. И вообще, женщины очень похожи. Немудрено: так много времени проводят вместе! Работают бок о бок, в выходные ходят друг к другу в гости. В общем, за эти годы стали лучшими подругами.

— Есть у нас отдушина — дача, у каждой — своя. Там мы отдыхаем душой и телом. Вырастим цветы, соберем урожай — глаза радуются. Работа на грядках, кстати, и фитнес неплохой!


…За разговорами время летит незаметно. Но пора прощаться: клиенты ждут свои новые прически. Ухожу из постижерной мастерской и с интересом углубляюсь в историю этой редкой профессии. Оказывается, первые известные изображения париков относятся примерно к 2600 году до нашей эры! Но археологи высказывают предположения, что искусственные шевелюры стали носить гораздо раньше. Само же слово «постиж» с французского означает «неестественные волосы», это понятие появилось в ХVII веке. При дворе Людовика XIV работали более 5 тысяч парикмахеров, которые придумали до 45 видов париков. Аристократы меняли их в течение всего дня.

Постижеры во все времена считались единичными специалистами. Профессия и сейчас не пользуется популярностью — в эту сферу молодежь идти не стремится. Знания и навыки передаются в основном от мастера к ученику.

ypopko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter