Волны брестского моря

Как-то во время командировки в Москву зашел в супермаркет. Стал выбирать продукты, и показалось, что не выезжал из Минска: ладно сыр и колбаса лежали белорусского производства – животноводством мы славились еще на весь Союз, но даже селедка оказалась «родом» из Бреста.

Как-то во время командировки в Москву зашел в супермаркет. Стал выбирать продукты, и показалось, что не выезжал из Минска: ладно сыр и колбаса лежали белорусского производства – животноводством мы славились еще на весь Союз, но даже селедка оказалась «родом» из Бреста. Да, у кого была двойка по географии, вполне может подумать, что Беларусь имеет выход к морю. Ведь сегодня рыбные бренды СП «Санта Бремор» известны половине мира.

Вообще, совместное белорусско-немецкое предприятие «Санта Бремор» уникально по многим параметрам. Скажем, своими продуктами из икры мойвы – икрими, которые производят, кроме Беларуси, только в Исландии и Японии. Да и в плане селедочки достигли беспрецедентных результатов. Сегодня на долю «Санта Бремор», компании из сухопутной страны, приходится около 25 процентов пресервов в России. Туда ежегодно поставляют свыше 10 тысяч тонн. Причем морепродукты белорусского производства пользуются спросом даже в приморских областях, вплоть до Сахалина.

Конечно, испытываешь чувство гордости, когда в родной стране есть такие предприятия. Но в Беларуси его уважают не только за мировую известность. Про отца и сына Михаила и Александра Мошенских – основателей «Санта Бремор» — в Бресте говорят: они вернули рыбу в страну. Вспомните середину девяностых. Морепродукты в магазинах лежали, но в основном импортные. Во-первых, по цене приближались к изысканным деликатесам и вряд ли были доступны простому белорусу. Во-вторых, по рецептуре не совсем сочетались с нашими вкусами. Скажем, немцы сельдь маринуют, тогда как мы, славяне, предпочитаем солененькую рыбку. Тогда, в конце 90-х, Мошенские грамотно заполнили пустующую нишу. С самого начала они определили для себя приоритеты: создать продукт с учетом традиций белорусского потребителя, но при этом качественный и недорогой. Поэтому не стали фасовать селедку по немецкому примеру в дорогие стеклянные банки, а разработали для своих пресервов недорогую, но добротную пластиковую упаковку. Благодаря этим трем качествам селедочка «Матиас» быстро заслужила любовь у нашего потребителя. И сегодня Александр Мошенский с удовлетворением отмечает: море-продукты занимают все больше места в рационе белорусов.

А ведь дары моря для нашей страны имеют стратегическое значение. Все-таки катастрофа на Чернобыльской АЭС сказалась на национальном здоровье. А морская рыба обеспечивает профилактику раковых заболеваний и щитовидной железы. Ученые констатируют: статистика по онкологии в Венесуэле и Германии не в пользу европейской страны. Одна из предполагаемых причин – там меньше потребляют морской продукции.

И недаром, когда в 2001 году Президент посетил предприятие, первым делом его интересовала доступность продукции по цене. Деятельностью Александра Мошенского Александр

Лукашенко остался доволен. И даже подарил СП «Санта Бремор» Государственный флаг Беларуси, который теперь развевается над проходной. Такой чести удостаиваются немногие частные компании. Ведь, как известно, использовать государственную символику имеют право только государственные предприятия. И особо отличившиеся — как «Санта Бремор».

Сейчас СП продолжает расширять свой ассортимент. Уже освоен выпуск красной рыбы и икры, которую закупают в свежемороженом виде на Аляске. И снова за счет логистики поставок и экономичной тары удалось сделать этот деликатес более доступным. В этом году «Санта Бремор» планирует наладить выпуск кальмаров и креветок.

— Чтобы остаться в лидерах, необходимо постоянно развиваться, — говорит Александр Мошенский. – Надо признать, что льготы свободной экономической зоны «Брест», в которой мы зарегистрированы, приблизили море к Беларуси. Если бы не государственные преференции, особенно на стадии зарождения нашего производства, мы бы не смогли так быстро развиться. И останавливаться на достигнутом не собираемся. Сегодня «Санта Бремор» развивается за счет собственных средств. У нас уже около 40 тысяч метров квадратных площадей, из которых 20 тысяч – производственные. Сейчас одновременно строим 19 новых объектов. Немецкие партнеры довольны нашим бизнесом и еще ни разу не забирали дивиденды. Компания увеличивает свою капитализацию, и это устраивает инвесторов из Германии. Тем более что практически нигде в Европе таких результатов, как у нас, добиться невозможно. Оттого Брест вызывает инвестиционный интерес у западных бизнесменов.

Главный же сырьевой партнер компании – Исландия. Эта страна поставляет в Беларусь чуть ли не половину своего улова сельди и других даров моря. Сотрудничество стало настолько важным для экономики небольшой островной республики, что исландские предприниматели вышли в свое правительство с инициативой – назначить Александра Мошенского почетным консулом Исландии в Беларуси. Посольство Исландии в Москве «обслуживает» все страны СНГ, и белорусское консульство станет первым в регионе. Недавно Александр Михайлович уже начал свою дипломатическую миссию. Что бы ни говорили, а общее дело сближает и страны, и города.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter