Шишея всегда медлил

Вольному — Воля

«Фамилия моей жены — Шишея. Как она произошла? Василий Арабей, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Шишея — прозвание по значению заимствованного из татарского языка глагола «шишить» («медлить, копаться») («Словарь» В.Даля). Следовательно, Шишея — человек медлительный, неповоротливый, копун. Такого же происхождения и фамилия Шишей.

«Хотелось бы узнать о происхождении фамилий Мушта, Добровольская, Кузнецова, Прудникова. Валентина, Витебск».

— В «Словаре народных форм русских имен» А.В.Суперанской Мушта — личное имя, разговорный вариант редкого церковного имени Мастез (в переводе с греческого — «ищущий, старательный»).

Первый носитель фамилии Добровольский был основателем, уроженцем или владельцем населенного пункта Добрая Воля. На современной карте Беларуси их два — в Лунинецком и Пинском районах Брестской области. Волей в XV — XVII вв. назывались основанные на новом месте небольшие поселки, жители которых временно освобождались от повинностей и податей. Нередко слово Воля в качестве топонима сопровождалось определением с каким–либо конкретным или абстрактным (символическим) смыслом: Великая Воля, Святая Воля, Добрая Воля.

Основой для фамилии Кузнецов послужило название человека по роду его занятий: кузнец — «мастер кузнечных дел». Кузнецов — потомок кузнеца.

Фамилия Прудников происходит от слова «прудник» — «мельник на водяной мельнице» («Слоўнiк» И.Носовича; I.Бялькевiч. «Краёвы слоўнiк усходняй Магiлёўшчыны»). Прудников — потомок прудника.

«Расскажите, пожалуйста, о фамилии Вергоц (ударение на первый слог). Ольга (по электронной почте)».

— Фамилия Вергоц восходит к литовскому слову vergas — «раб, невольник».

«Давно хочу узнать корни фамилии моей мамы Кусакова (ударение на второй слог) — она родом из–под города Белого, Тверская область. И своей девичьей фамилии Хорошевская. Папа родом из Ростовской области. Лидия Безручко, Брест».

— Существует версия, согласно которой основу фамилии Кусаков образует прозвание Кусака — «тот, кто кусается». Но кусание не присуще человеку ни по природе, ни по привычке. Более вероятно, на наш взгляд, что основа фамилии восходит к тюркскому глаголу kusek — «испытывать желание достичь чего–либо, стремиться к чему–либо» (Н.А.Баскаков. «Русские фамилии тюркского происхождения»). Вполне возможно, что это слово могло использоваться в функции личного имени Кусек (в славянской передаче Кусак). Кусаков — потомок Кусака.

Фамилия Хорошевский происходит от названия населенного пункта с основой Хорош–. На территории Беларуси таковых несколько: Хорошее (Логойский район), Хорошевка с ударением на втором слоге (Буда–Кошелевский и Добрушский районы), Хорошки с ударением на последнем слоге (Дятловский, Могилевский, Глубокский и Докшицкий районы). Название Хорошее характеризует выгодное месторасположение селения. В основе названий Хорошевка, Хорошки — дохристианские личные имена Хорош или Хорошей, зафиксированные в «Словаре древнерусских личных собственных имен» Н.М.Тупикова.

«Хочу узнать, откуда произошла моя фамилия Шестюк (по электронной почте)».

— Шестюк — прозвание шестого ребенка в семье (о мальчике). Такой же признак лежит в основе фамилии Шестак, Шестакович, Шеститко.

«Каково происхождение фамилий Змурщик и Варец? Елена, Гродно».

— Змурщик — тот, кто занимается кладкой из камня, каменщик. Сравним украинский глагол «змуровати» — «сложить что–нибудь из камня» («Словарь» Б.Гринченко).

Варец — личное имя. В «Словаре народных форм русских имен» А.В.Суперанской это разговорный вариант церковного имени Варвар (в переводе с греческого — «иноземный»).

До новых встреч!

Советская Белоруссия № 214 (25096). Суббота, 5 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter