Жители города Дисны Миорского района считают: им необходим подвесной пешеходный мост через Западную Двину

Волнение на реке

С переправой через Двину у жителей одного из самых маленьких городов страны, где сегодня проживает около полутора тысяч человек, – настоящая проблема. Остра она только в межсезонье, когда паром еще или уже не ходит, а лед не сковал или тает. Сейчас, в преддверии нового «бездорожья», они снова настаивают — им нужна надежная переправа круглый год. В непростой ситуации попыталась разобраться корреспондент «Р».

Евгений БАРАН : «Паромная переправа работает исправно».
фото автора

У реки два берега


…Двина завораживает. Красота, открывающаяся отсюда, с высокого берега, просто неописуемая. Вон там, на острове, вытянутом посередине речного ложа, недалеко от места, где шумно впадает в Двину Дисна, с XI по XVIII век красовался деревянный Дисненский замок с многочисленными башнями. Свое­образный форпост на подступах к Полоцку. Не раз здесь останавливались короли Речи Посполитой.

Теперь остров пустынен, на нем просматриваются лишь старые валы – когда-то их высота доходила до 10 метров! Мы смотрим на территорию бывшего замка с противоположного берега – город расположен на самом берегу Двины и подступает к ней красивым парком с кленовой аллеей. А еще –  уникальной брусчаткой царских времен. Дорога, построенная несколько веков назад, разделена крупными камнями на две полосы – для двухстороннего движения карет. Историки утверждают: это был единственный путь из Браслава и Друи в Полоцк. Я любуюсь отточенными до глянца ровненькими булыжниками, и кажется, что история оживает наяву.

Но вернемся к нашей переправе – вон она просматривается вдалеке.  Председатель Дисненского гор­ис­полкома Евгений Баран объясняет:

– Река делит Миорский и Верхнедвинский районы. Вся сложность в том, что некоторые дисненцы работают на территории соседнего региона. Видите, вон там, километрах в двух-трех, возвышаются корпуса Луначарского психоневрологического интерната?  Каждый день несколько десятков жителей нашего города перебираются на тот берег. Сейчас проблем нет – с периодичностью в полчаса туда-сюда курсирует паром. Зимой люди ходят по льду. А вот в межсезонье им приходится ездить через Полоцк на перекладных. Это около 80 километров. Согласен, путь неблизкий. Думаем над решением проблемы, но пока вариантов немного.

Конечно же, даже дилетанту понятно: строительство подвесного пешеходного моста – дело весьма затратное. Насколько реален сам проект? Об этом я спросила у генерального директора «Витебскобл­дорстроя» Владимира Матвеева. Владимир Семенович сообщил:

– Аналогов такому проекту у нас нет, поэтому трудно судить о его возможной стоимости даже приблизительно. С учетом течения и паводков поднимать мост над рекой придется как минимум на 10—12 метров. Представляете его длину в целом? Это серьезнейшее сооружение со сложнейшими условиями по безопасности. Такие затраты должны иметь стратегически важные обоснования. В Дисне у нас два объекта – хороший железный мост с дощатым покрытием через реку Дисна (в следующем году там, кстати, будет плановая замена покрытия) и паром. Да, паром стоит у нас на балансе, работает исправно, регулярно проводим его техобслуживание, нареканий нет.

Время собирать древние камни?


Что ж, мнение специалистов понятно. Но Дисна не единственный населенный пункт, пользующийся только паромной переправой. Прежде чем делать выводы, стоит поинтересоваться, как решает проблему ее «друг по несчастью» – Сураж? Председатель Суражского сель­исполкома Александр Велитченко не скрывает: определенные сложности есть, но они краткосрочны:

– Наш поселок разделен рекой. Регулярно туда-сюда курсируют рабочие лесхоза, другие сельчане, при необходимости – работники бройлерной птицефабрики. Межсезонье растягивается всего на неделю-две. Объезд – около 75 километров. А как только лед станет – кладем кладки. Возможно, скоро транспортная ситуация улучшится: в Год малой родины один из земляков согласился финансировать разработку проекта по строительству подвесного моста. Мы уже нашли документацию на аналогичный мост, построенный через Неман. Будем изучать и прорабатывать вопрос.

Конечно же, каждый решает свои проблемы, исходя из конкретных условий. Увы, Дисна такого спонсора, как Сураж, пока не имеет. А потому председатель Дисненского горисполкома Евгений Баран решил идти в другом, не менее интересном и перспективном для города направлении. И он очень надеется на поддержку земляков, без которой не обойтись. Уже подготовлены документы на участие в конкурсе с целью получения европейского гранта, направленного на повышение туристической привлекательности древнего города. Зарубежные инвесторы всерьез заинтересовались проектом воссоздания Дисненского замка на острове. Как и в древности, с одной стороны он будет связан с сушей мостом. Если проект примут в целом, то можно будет обсуждать и возможность строительства моста на другой, уже верхнедвинский, берег.
  
Парк напротив исторического острова с Дисненским замком.

Несомненно, сегодня этот город со всеми своими достопримечательностями – настоящая жемчужина. Если его богатейшее историческое наследие сохранить и приумножить, Дисна сможет по праву стать туристической Меккой. Здесь есть что показать, тут живут настоящие патриоты своей земли, хорошо знающие и любящие историю. Такие, как историк-краевед Петр Богович, который готов сутками рассказывать уникальную летопись Дисненского края. Кстати, Петр Владимирович уже провел сотни экскурсий для наших и иностранных туристов, показывая и царскую брусчатку, и развалины замков, и усыпальницы дворянской знати… Сейчас многие объекты, имеющие культурно-историческую ценность, нуждаются в получении официального статуса, поэтому местные органы власти просят помощи у краеведов по сбору информации и подготовке необходимых документов.

Инициатива возрождения похвальна. Пришло время собирать древние камни ради строительства будущего. Только этот путь и позволит Дисне получить новый импульс развития. Тогда и многочисленные социально-бытовые проблемы, в том числе и касающиеся обустройства постоянного пешеходного перехода через реку, решать станет значительно проще.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter