О фильме "Гений" с Колином Фертом и Николь Кидман в главных ролях

Волна и камень

Фильм «Гений» можно было бы порекомендовать для обязательного просмотра будущим редакторам издательств. Много поучительных и дельных советов относительно того, как почуять писательский талант, как не навредить, редактируя многостраничный, тяжеловесный фолиант непризнанного гения. Что–то не припоминаются фильмы о представителях именно этой профессии. А вот 54–летний британский режиссер Майкл Грандадж свой дебютный фильм посвятил великому редактору Максу Перкинсу. Наверное, этот редактор был действительно уникальным, если не без его помощи на литературный Олимп взошли Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй (первый называл его еще и «гением дружбы», а второй посвятил его памяти своего «Старика и море»). Благодаря Перкинсу состоялся литературный талант еще одного знаменитого американского романиста Томаса Вулфа, который оказал сильное влияние на творчество последующих поколений авторов — от писателя–фантаста Рэя Брэдбери до гонзо–журналиста Хантера Томпсона — и которого Уильям Фолкнер назвал самым крупным американским писателем XX века.



Словом, «Гений» — фильм о конкретных личностях с конкретными историями и судьбами. Его сюжетной основой стали непростые человеческие и профессиональные отношения между Максом Перкинсом и Томасом Вулфом. Такой авторский выбор сулил свой выигрыш. Он давал возможность противопоставить абсолютных антиподов: спокойного, здравомыслящего и благородного во всех отношениях Перкинса (Коллин Ферт) и взрывного, экстравертного, далекого от моральных принципов Вулфа (Джуд Лоу). История диалога–поединка двух равнозначных личностей рассказана предельно просто. Если один кричит, бросая в лицо: «При всей своей болтовне с миллионами красивых слов ты и понятия не имеешь, что такое жить», то второй сдержанно замечает: «Жизнь можно чувствовать и тогда, когда наблюдаешь, как растут твои дети». Если экстравагантность писателя не имеет границ, то редактор во всем придерживается уравновешенной классики. Вулф — эпатирующий модернист, Перкинс — законченный традиционалист, нарушающий общепринятые правила, пожалуй, только в том, что нигде и ни при каких обстоятельствах не снимает шляпу, даже сидя за обеденным столом или уединяясь за чтением рукописи в своем кабинете. Перкинс как будто воплощает все человеческие добродетели, от трудолюбия до преданности и верности — что семье, что другу. Вулф, напротив, способен на измены и предательство тех, кто помогал ему состояться как в жизни, так и в творчестве.


Майкл Грандадж, будучи актером по первой профессии, делал по–настоящему актерское кино (к списку знаменитостей стоит добавить имя Николь Кидман в роли экзальтированной любовницы Томаса Вулфа). Однако это friendship–муви оказалось наполненным таким количеством клише, морализаторских догм, что, несмотря на громкие имена, тщательно выстроенную драматургию, великолепную работу декораторов, художников, все равно выглядит чем–то скучным и неправдоподобным.

А редакторам посмотреть все–таки стоит. Профессионализм, образованность и интеллигентность Перкинса впечатляют. Как–никак, гений своего дела.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 138 (25020). Четверг, 21 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter