Объявлены финалисты Национальной театральной премии

Волки и овцы

В мертвый сезон Министерство культуры забрасывает в информационные потоки два увесистых камешка, от которых идут такие круги — театралы только успевай подпрыгивать. Объявлены финалисты долгожданной Национальной театральной премии — она раз в два года проводится. Может быть, впервые за долгие годы мы видим среди лауреатов театры не только государственные, но и частные, а львиная доля постановок — эксперименты молодых и горячих. В списке финалистов встречаем имена постановщиков, спектакли которых в прежние годы знал и видел небольшой круг сочувствующих альтернативе: Евгений Корняг, Дмитрий Богославский, Денис Паршин, Александр Марченко, Роман Подоляко. Их заметили и услышали, восприняли всерьез на уровне статусной национальной театральной премии. Что это, если не праздник? 

Во всяком случае, c приходом нового поколения режиссеров и сценаристов в нашу театральную жизнь появилось ощущение бурления умов. На спектакли не пробиться. Например, «Радио Прудок» Романа Подоляко мне удалось взять только с третьей попытки — аншлаг в Купаловском не утихал несколько месяцев. «Бетон» Евгения Корняга не обсуждает в эти дни только самый отсталый театрал. Кстати, постановка претендует на Национальную премию сразу в двух секциях: «Театр драмы» и «Эксперимент». С таким театральным разгуляево жюри пришлось даже ввести новые номинации: «Лучший спектакль театра драмы малой формы», «Лучший экспериментальный спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа сценографа». Вот это по–взрослому, я считаю. Формы у нас чаще малые, часто в силу скромного бюджета постановок, но ведь мысль–то уже забуяла — это очевидно, если под напором новой театральной волны не смогли устоять даже учредители государственной премии. Жюри определит победителей в 21 номинации, молодняк соревнуется с не сдающими своих позиций крепкими солдатами сцены — Пинигиным, Варнасом, Ефремовым, Ковальчиком и другими. В драме у нас традиционно выбор велик, в отличие от музыкального театра: все 9 заявок в этой секции прошли отбор предварительного сита без потерь — и все 9 вышли в финал. Победители Национальной премии 2018 будут объявлены в декабре, жюри предстоит нелегкая работа выбрать достойных, а зрителям — посмотреть все спектакли лауреатов — а это пятьдесят (!) названий. Просто–таки театральный ренессанс какой–то. 

Не разочаровались в нашем театре и его частные многолетние партнеры. Ходили слухи, что Международный фестиваль «ТЕАРТ» обречен и вот–вот отменится. К счастью, этого не произошло. Афиша очередного феста была объявлена накануне — вот он, второй лощеный камешек от Минкультуры. В белорусской части форума, который откроется 20 сентября, увидим спектакли тех же молодых и дерзких режиссеров, о которых речь шла выше. Международная программа стартует 25 сентября — и там уже полный цветник постановщиков с мировыми именами: Коршуновас, Стромгрен, Смердс, Кулябин. Словом, театральный пир. Встречаемся в партере. 

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter