Волки атакуют

Особенно достается от серых хищников в местах, граничащих с так называемыми спецтерриториями по радиологическому факторуНынешней зимой все чаще поступают сообщения о том, что жители не только сел, но и более крупных населенных пунктов Гомельщины наблюдают рядом с домом волков. К примеру, на улицах Наровли было замечено сразу семеро серых хищников. Безусловно, это наводит страх на людей, вызывает обеспокоенность за домашних животных и стада сельхозпредприятий. Тревога ненадуманная — за два предыдущих года в Гомельской области жертвой матерых разбойников стало более 800 голов крупного рогатого скота. В близлежащих к Наровле селах волки истребили практически всех домашних собак...

Как правило, эти хищники появляются вблизи деревень и поселков, когда им недостает добычи — косуль, кабанов, лосей, зайцев — в их традиционной среде обитания. Причем встреча с изголодавшимся волком весьма опасна и для человека — после укусов на теле остаются рваные, трудно заживаемые раны. Кроме того, такие контакты чреваты передачей вируса бешенства. В прошлом году из 273 случаев заражения людей бешенством, зарегистрированных в Гомельской области, 178 стали следствием укусов именно диких животных — преимущественно волков. Бешенство же, как известно, достаточно серьезное заболевание, требующее длительного лечения. В случае отсутствия своевременной и надлежащей медицинской помощи поражение вирусом запросто может привести к летальному исходу.
Так что волка хоть и называют санитаром леса, который подбирает падаль, расправляется со слабыми и больными особями, содействуя естественному отбору, но недооценивать его потенциальную опасность и вредоносность как в экономическом, так и в медицинском плане никак нельзя.
Чтобы численность волков не зашкаливала, охота на них разрешена в нашей стране круглый год. По данным Гомельского лесохозяйственного объединения, в юго-восточном регионе (без учета зон отчуждения и отселения, а также территории Полесского государственного радиологического заповедника) к концу минувшего года обитало 500 волков. Согласно рекомендациям ученых, такое количество особей оптимально разве что для всей территории нашей страны. Ситуация в Гомельской области осложняется тем, что волк вольготно чувствует себя в спецзонах, где он успешно плодится. И от того, что человек от него удален, хищник особенно коварен. Наверняка никто не возьмется точно сказать, насколько велика там  численность волка, так как всякая охота в такого рода зонах запрещена, не считая отстрела в научных целях до 10 особей в год, что не наносит популяции ощутимого урона. В прошлом же году и вовсе было разрешено отстрелять для научных целей всего три особи.
Время от времени коварный хищник выходит из этих зон и бесцеремонно заявляет о себе в населенных пунктах, что, собственно, и наблюдалось в Наровле. Напугав людей и расправившись с местными собаками, серая стая вновь подалась в зону своей недосягаемости. Аналогичные действия матерых обитателей спецтерриторий отмечают и в других близлежащих районах — Хойникском, Брагинском.
В связи с тем что волк в регионе стал доставлять проблемы местному населению и сельхозпредприятиям, областные власти поручили всем хозяйственникам, в ведении которых находятся охотничьи угодья, активизировать борьбу с хищником и другими нежелательными видами. И такая борьба ведется. С начала года лесоохотничьими хозяйствами Гомельского ГПЛХО и РГОО “БООР” отстреляно 53 волка (в том числе в районах, граничащих с зонами отчуждения и отселения), Полесским ГРЭЗ — 18 особей. Наибольшее количество отстреляно в Наровлянском районе — 10, в Ельском — 9, в Лельчицком — 7. Но волк продолжает атаковать именно со стороны зон отчуждения, отселения и радиологического заповедника. В ближайшие месяцы послабления с его стороны ожидать не приходится. С января по апрель у волков — период спаривания, в это время они становятся особенно агрессивными и опасными, непредсказуемыми в поведении.
— По поручению областных властей готовим сейчас обращение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, чтобы был разрешен отстрел волка и других опасных для человека диких животных в зоне отчуждения, отселения и в радиологическом заповеднике, — говорит начальник отдела охраны и защиты леса, охоты и охотничьего туризма Гомельского ГПЛХО Анатолий Довжик. — Это позволит снизить опасность для жителей районов, примыкающих к таким зонам, уменьшить экономический урон, который наносит хищник предприятиям и частным владениям.
Время от времени в регионе прибегают к подобной мере. Однако выследить коварного хищника и справиться с ним — дело непростое. Впрочем, наверняка на Гомельщине найдутся опытные волчатники. К тому же есть и материальный стимул — за каждую уничтоженную особь полагается денежная выплата.
Портрет на память
При более скрупулезном знакомстве с волком становится понятно, что представители этого вида хорошо адаптированы к окружающей среде, обладают исключительными навыками приспосабливаться к ней и выживать. Размеры волка, его вес в значительной степени зависят от климатических условий, в которых он обитает. Выявлена и такая особенность: чем холоднее среда обитания хищника, тем он крупнее.
Высота волка в холке может доходить до 85 сантиметров и больше, вес взрослого хищника — 30—60 килограммов. Однако охотники и ученые отмечают акселерацию вида, и в зоне отчуждения это проявляется особенно явственно. Рассказывают, что в лесах Житковичского района добыли волка весом 85 килограммов, и это не предел. По слухам, один из гомельских охотников свалил волка, вес которого превышает 100 килограммов.
Особенно активны волки ночью. Они отлично ориентируются в обстановке, умело уходят от опасности, которую чувствуют на большом расстоянии. Известны случаи, когда стая волков разделялась — одна часть оставалась в засаде, другая нагоняла на нее добычу.
Как правило, волк не возвращается на то место, где его спугнули. Но это не значит, что туда не могут наведаться его соплеменники.
В погоне за жертвой хищник может развивать скорость до 55 километров в час и даже больше, а в течение ночи совершать переходы на расстояние до 70—80 километров. Во время нападения на стадо стая волков чаще всего выбирает несколько жертв, которым они разрывают горло, вспарывают брюхо.
Это моногамные животные — на одного самца приходится одна самка. Для них типичен семейный образ жизни. Они сосуществуют стаями — от нескольких особей до нескольких десятков. Управляет же стаей семейная пара, которая находится на вершине иерархии. Волчий брак может длиться довольно долго, пока один из партнеров не умрет или не погибнет. Весной и летом, когда ситуация с питанием улучшается, стая разбредается по определенной территории. Лучшие места достаются доминирующей паре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter