Волан и его свита

Продолжая вспахивать почву летних олимпийских видов спорта, переходим к букве «б» и пытаемся вникнуть в суть бадминтонных дел... Олимпийский алфавит

Продолжая вспахивать почву летних олимпийских видов спорта, переходим к букве «б» и пытаемся вникнуть в суть бадминтонных дел.


Уверен, я не одинок в своих представлениях об этом виде спорта. Видится мне это приблизительно так... Уютный летний пикничок на лесной полянке. Мангал, костерок, шашлычок и коньячок. Каждый занят своим делом, а те, кому оного не нашлось, достали из рюкзаков ракетки, волан и стали лениво перебрасывать его друг другу. Эту забаву они называют «сыграть в бадминтон».


Вернее, у меня были такие представления. Сейчас–то, пообщавшись с умными и знающими людьми, они изменились. Я и раньше, конечно, видел телетрансляции бадминтонных турниров мирового уровня и даже удивлялся стремительному, как пуля, полету воланов, сумасшедшей реакции профессиональных мастеров и их сплошь почему–то азиатскому происхождению. Но как–то проходило это все мимо меня, не было случая задержать взгляд и задуматься: а что это за спорт такой и с чем его едят?


Оказалось, спорт непростой. И история его в нашей стране отнюдь не начинается и не заканчивается на двух примах — Надежде Костючик и Ольге Конон, которые, решив сменить гражданство, вызвали, пожалуй, самую мощную волну прилива обывательского интереса к белорусскому бадминтону. Первой на Запад отправилась Костючик, по ее стопам пошла Конон. Эти «побеги» обсуждались прессой со всех сторон, дела были громкие, но со временем штиль сделал свое дело, иных поводов поговорить о нашем бадминтоне не было, и круги на водной глади разбежались, снова настала тишина.


Для того чтобы глубже вникнуть в бадминтонную кухню и понять ее, обратиться решил к мастеру, много лет здесь кулинарившему и испекшему два тех самых колобка, которые укатились за пределы страны, — Конон и Костючик. Это брестский тренер Виктор Алексеевич Конах, в списке воспитанников которого много и других славных имен (почти весь цвет современного отечественного бадминтона), в том числе и главная нынешняя звезда (тоже брестчанка) Алеся Зайцева. Общаясь с ним, уяснил для себя многое. Прежде всего то, что бадминтон в хорошем исполнении очень многообразен. Помимо великолепной общей физической готовности, здесь требуется еще и тонкое мышечное чувство, незаурядная расчетливость. А когда бьешь смеш (мощный удар над головой), то еще и немалая взрывная мощь. Впрочем, составляйте свое мнение о бадминтоне сами — приятного чтения.


— Виктор Алексеевич, вам не бывает обидно, когда бадминтон называют несерьезным видом спорта, «пляжным», когда эту игру приравнивают к забаве, все равно что бабочек на лугу ловить?


— Так говорят только дилетанты, те, кто на пляже бадминтоном и балуется в перерывах между купаниями или кто вообще ракетку в руках не держал. Зачем на них обижаться?


— Тогда для полноты картины и ликвидации общей безграмотности предлагаю начать с истоков. Как бадминтон появился в нашей стране?


— Случилось это в пору, когда страна называлась СССР. Бадминтон был впервые представлен на фестивале молодежи в 1957 году в Москве. Никита Хрущев посмотрел на новый вид спорта и сказал: «Это то, что нам надо». Лучше импульса, чем эти его слова, для развития бадминтона в стране и придумать было нельзя. Ракетки взяли в руки даже члены Политбюро, а «Советский спорт» освещал соревнования так, как сейчас пишут о футболе, во всех подробностях: как игрок упал, как мастерски перевел волан над сеткой, какой потрясающий удар совершил... А с 1962–го в чемпионатах СССР регулярно стала участвовать и сборная БССР.


— И каковы были успехи?


— Поначалу занимали 6 — 7–е места. А потом из Харькова к нам приехал Владимир Яковлевич Лившиц и привез с собой парочку хороших игроков. С этих времен можно вести отсчет серьезного развития бадминтона в Минске, именно здесь сформировали первую школу. В 1969–м приехал в столицу и я, тогда и стал играть серьезно.


— А как вы пристрастились к ракетке и волану?


— До 9–го класса занимался велоспортом, а с бадминтоном познакомился во многом случайно. У нас во дворе жил бывший летчик–стрелок Бенцион Бениаминович Косанов — герой, сбивший 11 самолетов во время войны. Он со своим старинным приятелем играл в бадминтон. Я решил с ними сразиться. И вот вышел я, молодой парень, а они мне сначала один, потом другой по 15:0 влепили. Думаю: «Ничего себе!» Задело меня это сильно, как так — пенсионерам проигрывать?! Стал заниматься прямо во дворе. Увлекло. Потом в Минске учился 4 года, выполнил норматив мастера спорта. Очень скоро в Белоруссии появился и первый чемпион СССР, им стал Сеня Розин, побеждавший в 1972 — 1973 годах. Уникальный был спортсмен, маленький, пузатый, окончил консерваторию, но обыграть его мало кто мог. У Сени до такой степени была развита кисть, что он мог класть волан на сетку из десяти раз — девять.


— Не понял, расшифруйте. Что значит «класть волан на сетку»?


— Это такой удар, после которого волан опускается на сетку и падает перьями вниз, его практически невозможно взять. Но я к его манере приспособился и даже мог иной раз Розина обыграть. А вот на чемпионате страны он побеждал всех, там его манеру еще не изучили. Потом на первые роли выдвинулся Анатолий Скрипко, нынешний главный тренер сборной Беларуси, он проповедовал физический бадминтон. Грубо говоря, «качание» до упора, пока люди с той стороны сетки не валились от усталости. Он тоже несколько раз становился сильнейшим в Союзе.


— Верно говорят, что бадминтон — это для тех, кто не состоялся в теннисе?


— Нагрузка в бадминтоне в три раза выше, чем в теннисе, так что кто, где и в чем не состоялся — это еще вопрос спорный. Бадминтон требует колоссальных затрат энергии: постоянные резкие ускорения, прыжки и все это в одном темпе полтора часа, если брать по старым правилам. В новом формате, когда, как в волейболе, каждая ошибка засчитывается очком, время партии уменьшилось, но скорость игры на площадке, ее зрелищность еще более возросли.


— Что главное в бадминтоне?


— Многие считают, что главное — кисть. Да, она важна, но основное, на мой взгляд, — ноги. Бадминтонист должен быть прыгуч, как кузнечик. Моя воспитанница Надя Костючик, которая сегодня играет микст за сборную Польши, имеет очень сильного партнера. Он — Роберт Матусяк, парень маленького роста, но прыгуч при этом невероятно. Он выпрыгивает с задней линии и вместо Костючик добивает волан на сетке. Я думал, при такой манере игры у него в 24 года закат карьеры наступит, а наступил, оказалось, расцвет.


— Именно в прыгучести и скорости, в шустрости преимущество китайцев? Почему в бадминтоне азиаты на ведущих ролях, как, к слову, и в настольном теннисе?


— Про азиатов я вам так скажу: в Китае в бадминтон играют 600 миллионов человек. Не на пляже, подчеркну, а в соревнованиях участвуют. У них с 12 лет начинается обучение в спецшколах, которые созданы в каждой области, и родители детей практически не видят. Те вкалывают до седьмого пота. Потом — сборная. А родителям за каждого воспитанного чемпиона — льготы. Все довольны. Производство чемпионов в Китае поставлено на конвейер. Это своего рода питомник. Посмотрите, сколько сейчас китайских спортсменов за европейские сборные выступают. Думаете, они уехали бесплатно? Ничуть не бывало, страна за них имеет деньги. И немалые. Не проходишь по уровню в сборную Китая, но тебя хотят видеть, скажем, в Германии? Пусть покупают. Бизнес.


— А, может, это просто не наше? Может, не растут на белорусской земле бадминтонисты, не хватает чего–то, ведь не родит же наша почва, к примеру, земляной орех — арахис, зато картошку отменную имеем.


— Есть таланты и у нас, но когда в группы по бадминтону идет набор, а не отбор, трудно найти и воспитать чемпиона.


— А вы можете с ходу определить в мальчике или девочке нужные параметры для занятия бадминтоном? Какие антропометрические данные должны быть?


— Главное — это скоростно–силовые качества. Нужно проверить, как ребенок бегает 60 и 100 метров. И ноги, конечно. Увидеть, как прыгает с места. Ребенок должен быть легким, координированным и подвижным. Обладать резкой стартовой скоростью. И очень важно на начальном этапе научить правильно держать ракетку, от этого многое зависит. У китайцев, раз уж мы о них заговорили, в этом деле мелочей нет. Они обладают удивительными тонкими мышечными окончаниями на руках, у них пальцы чувствительные, как у музыкантов.


— Получается, что у бадминтониста рука должна быть, как у скрипача?


— Но при этом еще и сильная. Есть специальные упражнения, тренажеры, но не всегда они дают результат. Сколько я ни старался, например, так и не сумел добиться, чтобы Алеся Зайцева била смеш с задней линии. Не бьет и все. На тренировках вроде бы и получается, а в игре не выходит. Сейчас розыгрыш идет очень быстро, за 10 — 15 секунд. Но за это время нужно блеснуть молнией, выложиться полностью, взорваться. Соперник еще не ударил, а ты должен уже предугадать, куда полетит волан, заранее там оказаться и принять его в верхней точке. При этом кистью нужно выбивать волан в любую точку площадки из любой точки своей зоны. Тогда станешь чемпионом.


— У вас три наиболее известные воспитанницы: Надежда Костючик, Ольга Конон и Алеся Зайцева. Охарактеризуйте каждую из них.


— Наиболее талантливая, пожалуй, Костючик, а Конон больше пахотой брала. С ней и папа, и мама много занимались, они оба легкоатлеты, так что руку тоже приложили. А иначе никак, потому что одной тренировки для достижения высокого результата явно недостаточно. В Китае по 5 — 6 занятий в день проводят, скоротечных, но интенсивных. Костючик и Конон — разные, но если бы их сейчас вместе соединить, поставить играть пару, то Беларусь могла бы всерьез рассчитывать на олимпийскую медаль. И, может быть, даже золотую. Зайцева... При удачных обстоятельствах в Лондоне она может попасть в восьмерку.


— Да ладно...


— Дело в том, что в бадминтоне олимпийский турнир выиграть гораздо легче, чем чемпионат мира. На «мире» сквозь строй азиатов не продраться, там и Китай, и Тайвань, и Малайзия, и Индонезия... А квотных ограничений на страну нет, играют все сильнейшие. На Олимпиаду же попадают не больше трех спортсменов от одной страны. Так что шансы заметно возрастают. Ну и от везения, конечно, много зависит. Наша Влада Чернявская, например, в Атланте будущему серебряному призеру с минимальным счетом уступила, а могла бы и победить. Она, кстати, до сих пор в строю, несмотря на возраст. В 46 лет выступает и рассматривается кандидатом в сборную. А где молодые? Этот факт в числе прочих говорит и об уровне нашего бадминтона на данный момент.


— Как же нам привлечь детей в бадминтон, как сделать его популярным?


— Я считаю необходимым ввести бадминтон в обязательную программу спартакиады школьников, потом — в спартакиаду вузов, чтобы было поступательное развитие. Нужно создать массовость. Это совсем незатратно и очень развивает ребенка физически. В Англии, например, в школах по 300 человек бадминтоном занимаются. К ним приезжают профессиональные тренеры и выбирают наиболее талантливых. Велосипед изобретать не нужно, все схемы уже придуманы и они работают.


— Каковы должны быть финансовые вложения в профессионального бадминтониста?


— Небольшие. Профессиональная ракетка стоит порядка 200 долларов. Основная проблема не в деньгах, а в спаррингах, нужно ездить играть, учиться, а не вариться в собственном соку.


— Бадминтон — это спорт для отличников или двоечников, каков должен быть темперамент бадминтониста?


— В бадминтоне характер должен быть взрывной, неспокойный. Если сравнивать с футболом, то это нападающий, который постоянно нацелен на ворота.


— Вы воспитали всех самых известных бадминтонистов Беларуси, а смену себе в тренерском цехе удалось вырастить?


— Недавно у нас были сборы в Новолукомле, на которых я обратил внимание, что Алеся Зайцева и мой младший сын Алексей очень неплохо проводят тренировки. Я бы даже сказал больше — супер. Леша вообще имеет к этому делу видимый талант, может, и отца перерос. И это в его–то 23. Пусть пока поиграет еще, опыта набирается, но в будущем из него получится очень хороший специалист. Жилка есть. Ольгу Станкевич еще могу отметить, в Бресте работает. Ей 28, играет еще сама, но к тренерству имеет хорошие задатки.


— Знаю, что параллельно выступлениям пытается тренировать в Минске и Евгений Яковчук. Что о нем скажете?


— Не знаю, не видел. Если он платные группы ведет, то, значит, инструктор, а не тренер. Это разные вещи.


— Все ваши дети тоже бадминтонисты?


— А куда им было деваться? Они с ранних лет со мной на тренировках. Старший сейчас в Санкт–Петербурге, средний — мастер спорта, но профессионально бадминтоном не занимается, а младший, вы уже знаете, — играет.


— На что нужно делать основной упор в тренировках бадминтонисту?


— Рваный бег, прыжки, чтоб ноги были, как пружины. Упражнений таких много.


— Реакция ведь тоже важна. Как ее воспитать?


— Надо голову воспитывать, а не реакцию. Уметь предугадать, вот что важно. Каждый удар должен нести смысл, начиная с подачи.


— «В бадминтоне наших дней, — говорит знаменитый английский игрок Дерек Телбот, — различают приверженцев двух стилей: силового и комбинационного. Первых отличают мощные, пушечные удары, вторых — умение запутать соперника многоходовой комбинацией, а затем неожиданно завершить ее. Наиболее яркие представители этих двух стилей — датчанин Свен При и индонезиец Руди Хартоно». Вы приверженец какого стиля?


— Мне нравится техничный бадминтон, в который Семен Розин играл. Когда вроде в одну сторону бьешь, а в последний момент кисть так закрутишь, что волан полетит совершенно в другом направлении.


— Вам не обидно, что две ваши лучшие воспитанницы уехали играть за пределы страны?


— В какой–то степени обидно. За державу в первую очередь. Говоря о Костючик, ее могу понять. У Нади на тот момент была зарплата в 100 долларов и больше ничего. Она уже чемпионкой Европы стала, а жила вместе с родителями в доме с туалетом на улице. Просил, помогите с квартирой, не помогли. А у нее, к слову, с моим сыном очень хорошая пара была, так что своим отъездом в Польшу она и меня немного «подрезала». Но ее, повторюсь, понять могу и до сих пор поддерживаю связь. А Конон... Натаскал я ее прилично, ставил в пару с самым слабым пацаном, чтобы она и его, и себя тащила. Поэтому и сейчас у нее в Германии проскакивают хорошие победы. Ей и с квартирой здесь помогли, в олимпийский дом взяли, и ставка хорошая была. Не могу понять и принять ее поступок.


— А смена–то, смена, Виктор Алексеевич, подрастает? Есть новые таланты?


— Ну... Есть одна девочка, в пятом классе сейчас учится, Ульяна Захарова. Вижу в ней большой талант. Но раскрывать его уже не мне — сыну. Думаю, у них получится.


Для справки


Бадминтон — это высокоподвижный, энергозатратный, аэробный вид спорта. В настоящее время на планете доминируют азиатские спортсмены, которые завоевывают до 90 процентов всех медалей. Вслед за ними идут европейские страны, такие как Дания, Германия, Англия, Голландия. За матч игроки пробегают до 10 км и теряют несколько килограммов веса, а вверх суммарно напрыгивают до 1 км. Бадминтон является одним из самых физически нагрузочных видов спорта и одним из самых богатых и сложных с технической точки зрения. Для овладения всем техническим арсеналом профессиональные спортсмены тратят до 10 лет интенсивных тренировок.


Из истории


Современная традиция игры берет начало в Англии, в старинной усадьбе Бадминтон–хаус, владелец которой — известный спортивный энтузиаст и издатель серии книг о видах спорта герцог Бофорт — соорудил в 1873 году первую площадку для игры в бадминтон. В 1893 году ассоциация бадминтона Англии опубликовала первый регламент официальных правил игры. Всемирная федерация бадминтона (BWF — Badminton World Federation) была организована в 1934 году. С 1947 года проводится крупнейшее командное соревнование среди мужчин — Кубок Томаса. Среди женщин главный командный старт — Кубок Убер проводится с 1955 года. С 1992 года бадминтон включен в программу летних Олимпийских игр.


Самый знаменитый


В 2010 году китаец Линь Дань, переиграв в финале первую ракетку мира малайзийца Ли Цзунвэя, завоевал последний трофей, доселе отсутствовавший в его коллекции, — «золото» в личном первенстве Азиатских игр, проводимых раз в 4 года. Таким образом, впервые в истории Линь Дань выиграл все крупнейшие турниры по бадминтону хотя бы один раз. Он вынудил всех именитых соперников признать последние годы «эрой Линь Даня». Он обладатель исключительной манеры игры, в частности ввиду хватки ракетки левой рукой. Будучи на заре спортивной карьеры преимущественно сверхатакующим игроком, наносящим смеши из любых положений и под разным углом, Линь Дань постепенно перешел к более гибкой системе игры, сочетающей одновременно действия у сетки и агрессивную защиту на задней линии. Агрессивность выражается в более близкой к сетке позиции при защите, что требует моментальной реакции, но позволяет отражать волан очень коротко, заставляя только что атаковавшего с задней линии соперника доставать волан из–под сетки и тем самым нивелируя ценность атак. По сути лишая соперника атакующей игры, Линь Дань добился стратегического преимущества в розыгрыше очка. Плюс к этому он обладает способностью «нырять» ласточкой за воланом и после этого продолжать розыгрыш, чем увеличивает контролируемую площадь корта. Линь Дань изменил представления о выборе позиции ног для атак, прыгая на смеш из любых неудобных для этого положений, без разбега, а также нанося удары с задней линии, казалось бы, еле успевая к волану, именно за счет специфической работы ног и разворота корпуса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter