Минстройархитектуры и исполкомы формально подошли к выполнению задания Президента по вводу проблемных жилых домов

Вокруг жилья много жулья

Проверки показали, что при решении проблемы долгостроев без очковтирательства не обошлось
Трудно назвать сферу социально более важную, чем строительство жилья. Однако именно тут у нас не все гладко. Долгострои стали ключевой проблемой, с которой отрасль должна была справиться к середине года. Это поручение Президента, прозвучавшее на декабрьском совещании. Формально — оно выполнено. За исключением нескольких жилых домов в Минской области и Минске. Однако выборочные проверки КГК показали: без очковтирательства не обошлось. Некоторые новостройки были готовы к заселению только на бумаге. К примеру, в 14 ЖСПК Минского района вскрыты многочисленные нарушения, отступления от проектов, низкое качество работ. В 5 домах, сданных в эксплуатацию по документам, фактически несколько месяцев невозможно было нормально жить без света, горячей воды и канализации. По факту служебного подлога при приемке ЖСПК «Рубеж–2007» возбуждено уголовное дело.

Проверки показали, что при решении проблемы долгостроев без очковтирательства не обошлось


— Местные органы власти занимаются приукрашиванием реального положения дел. Формально введенные при попустительстве Госстройнадзора дома невозможно эксплуатировать. Появляются новые проблемные стройки, потому что финансовые ресурсы бросили на вводные объекты, — такими словами открыл коллегию Комитета госконтроля его председатель Леонид Анфимов, подчеркнув: провести представительное заседание поручил Президент, давший негативную оценку работе стройкомплекса.


Причина — массовые обращения людей. Низкое качество строительства сопровождалось ощутимым увеличением цены. Плюс долгострои. Понятно, они возникли не вдруг. Их породили неопытные заказчики, причем часть из них — государственные УКСы, ненадежные подрядчики и непрофессиональные проектировщики. Проблемные стройки срочно передавались в более надежные руки. Исправлялись недоделки и огрехи. Понятно, не бесплатно. Кто–то ведь должен был эти издержки погасить?


Впрочем, жилье — не единственная беда Минстройархитектуры. По итогам 8 месяцев провалены целевые показатели по экспорту, росту объемов производства и выручки на одного среднесписочного работника. Отрицательное сальдо составило 511 миллионов долларов и увеличилось к аналогичному периоду минувшего года в 2,5 раза. Из–за падающего курса российского рубля экспорт продолжает снижаться. Курсовые потери уже превысили 50 миллионов долларов. Оптимистичным вариантом будет достижение хотя бы уровня минувшего года. В том же тренде и производительность труда. Каждое десятое предприятие отрасли убыточно. Инвестиции упали на треть.


Не приносит ожидаемых дивидендов модернизация. Из–за постоянных поломок нового оборудования никак не могли выйти на проектную мощность цементные заводы, в модернизацию которых вложены колоссальные деньги. Более того, из–за высоких цен они теряют внутренний рынок. Почти полмиллиона тонн цемента в нынешнем году ввезено из–за рубежа. Аналогичная картина в индустриальном домостроении. Сергей Ровнейко, начальник главного управления КГК, привел в качестве негативного примера историю с ОАО «Могилевский ДСК». Его модернизация завершилась 3 года назад, а обновленные мощности в минувшем году были загружены только на треть. Более того, завод продолжал отливать панели на самортизированных линиях, чтобы удешевить продукцию. Хотя дешевизна призрачная. Отопление одного дома, сооруженного из таких ограждающих конструкций прошлого века, потребует за сезон дополнительно 150 миллионов рублей по сравнению с более энергоэффективными сериями.


С аттестацией руководителей и специалистов УКСов тоже неувязка: созданы только 4 региональных центра по ее проведению в Брестской и Гомельской областях. Между тем архитектурная и градостроительная деятельность без аттестации уже запрещена и влечет ответственность до 500 базовых величин с конфискацией полученного дохода. До сих пор в отрасли действуют устаревшие госрасценки и нормативы. Все это, помноженное на явное невнимание местных органов власти к проблемам людей, сталкивающихся с таким негативом, и дает основания для весьма неприятных выводов коллегии КГК, озвученных Леонидом Анфимовым:


— Разве это дело Комитета госконтроля — брать на ручное управление и сопровождение строительство конкретных домов, вина за упущения в которых целиком лежит на местных органах власти? Почему мы должны проводить оперативные совещания на проблемных объектах, объясняться с людьми, а чиновники щеки надувают от важности и с народом через губу разговаривают?


Председателям Минских городского и областного исполкомов, Госкомстандарту рекомендовано привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения порядка ввода жилых домов. Председатель КГК выразил надежду, что состоявшийся неприятный разговор наконец будет последним.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия №208 (24589). Четверг, 30 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter