Воинственный джинн.

Кому революция и разруха, а кому — привычная рутина и дополнительные доходы.

Арабская весна, как патетически порой называют кровопролитные перевороты на Ближнем Востоке и в Северной Африке в нынешнем году, оставляет пока много загадок. Но кое-какие итоги уже все-таки можно подвести.

Буря не утихает

Сперва вспыхнул Тунис, а затем последовательной цепью загорелись Египет, Йемен, Бахрейн, Алжир, Иордания, Ливия, Сирия... И что бы кто ни говорил об очищающей силе революций, но джинна легко выпустить из бутылки, гораздо труднее его туда опять спрятать. Йемен и спустя более девяти месяцев после начала “людского шторма” не может успокоиться. На этой неделе в ходе ожесточенных столкновений только за один день погибли восемь человек.  В Ливии количество жертв ежедневно исчисляется сотнями. В городах орудуют мародеры и бандиты, не признающие ничьей власти. А еще борьба, беспощадная и бессмысленная, с символами уходящего. В Триполи сейчас, например, бульдозеры вовсю громят резиденцию Муамара Каддафи. Сносить не строить.
Еще одна горячая точка на карте мира — Египет. Там опять введен комендантский час. Полыхают христианские церкви коптов, которые устраивают демонстрации против мусульманского фундаментализма. И все это ведет к новым и новым человеческим трагедиям и десяткам убитых. Нынешняя власть обвиняет в беспорядках “мятежников, пытающихся вбить клин между армией и народом”. Минувшей зимой революционеры во всем винили тогдашнего правителя Хосни Мубарака. А теперь — неизвестных заговорщиков?

Сплошные убытки

Кстати, международное консалтинговое агентство Geopolicity с бухгалтерской дотошностью подсчитало, во сколько обошлась “арабская весна” с точки зрения финансов. Цифра получается внушительная — более полусотни миллиардов долларов. И это притом, что при подсчете ущерба эксперты не учитывали разрушенную инфраструктуру, убытки бизнеса и иностранных инвесторов, упущенную выгоду и жертвы среди населения.
Наибольшие потери — свыше 27 млрд — понесла экономика Сирии, где до сих пор продолжаются массовые беспорядки, в результате которых, по последним данным, погибло уже более 3 тысяч человек. Ливия потеряла более 14 млрд долларов, Египет — почти 10 млрд. Далее идут Тунис (2,52 млрд) и Бахрейн (1,09 млрд). Меньше других ущерб оценен в одной из самых бедных стран региона — Йемене (около 1 млрд), впрочем, госдоходы там упали на 77 процентов.
В Сирии противники режима Башара Асада неоднократно взрывали газопроводы и нефтепроводы. В Египте с февраля поток туристов сократился на 60 процентов. В Ливии остановлена работа всех пяти нефтеперерабатывающих заводов, серьезно пострадали  от бомбежек и нефтеналивные терминалы.
“Египет и Сирия заплатили самую высокую цену, как человеческую, так и экономическую”, — говорится в исследовании.
А вот страны-соседи, куда не дошла волна массовых протестов, благополучно пережили этот период. Если в начале нынешнего года цены на нефть были на отметке в 90 долларов за баррель, то уже к маю (в пик революционного пожара в регионе) они взлетели до 130, а сейчас держатся на уровне 113 долларов. Вследствие этого ВВП Саудовской Аравии увеличился более чем на 5 миллиардов долларов сверх прогноза, также аналитики указывают на серьезный рост доходов населения. Похожая ситуация в Катаре и ОАЭ.
В докладе Geopolicity отмечается, что экономическая помощь со стороны западных стран и некоторых арабских государств, которую было решено оказать Египту и Ливии, пока недостаточно эффективна. А без поддержки мирового сообщества, убеждены эксперты, восстановить экономику этих государств практически уже невозможно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter