ВоенТВ: 20 лет о людях в форме

– И летать приходилось, и плавать, и падать на вертолете... И ноги ломали, и шишки набивали, все бывало... 
– И летать приходилось, и плавать, и падать на вертолете... И ноги ломали, и шишки набивали, все бывало... 

Так заканчивает свою беседу со мной Леонид Францевич Дубаневич, один из первых военных журналистов в истории независимой Беларуси. В 1992 году он и еще несколько офицеров начали снимать летопись белорусской армии с единственной камерой в руках, да и то непрофессиональной. Сейчас старейшей «военной» телекомпании – 20 лет. Ее история интересна и полна достижений и наград. Но цифры не смогут передать того, чем живет ВоенТВ. Ведь за телевидением, как и за армией, стоит в первую очередь не техника, а человек. Солдат, офицер, журналист. 

На 9 граммов тяжелее


– 1999 год. Недалеко от Слуцка взорвались артиллерийские склады, и мы поехали снимать, – рассказывает Леонид Францевич. – Там под лесом столбы стояли, взрывались вагоны боеприпасов, и в какой-то момент нас остановила охрана, дальше не пускала. А снять нужно. И тут мимо проезжает тогдашний командующий внутренними войсками. Мы пристроились за его машиной, будто кортеж, и проехали так на расстояние километра от взрывов. Вдруг по траве слышим такой шорох… шшшш... и осколок, огромный, не долетает до нас какой-то метр и падает на землю. Горячий металл. Еще полметра – и ноги перерубил бы точно, а еще выше – и перерубил бы пополам. 

Военный журналист – человек особой профессии. Он не имеет права отказаться от задания. Прикажут ехать на полигон – поедет, надо будет идти пешком – пойдет пешком, скажут ползти – будет ползти. Но, несмотря на почти армейские условия, на ВоенТВ сегодня приходят работать даже девушки. А тогда, в начале 90-х, проблема с кадрами все-таки была. 

– Я уволился как раз из армии и одним из первых пришел в Центральную телерадиостудию Минобороны. Мы по всей бывшей советской стране объявили клич: кто может работать на телевидении? С Дальнего Востока, с военно-морского флота приехал Юрий Козиятко. Приезжали журналисты из Украины, Хабаровска... Дима Партон, Викентий Ключник, Сергей Тарасевич. Местом, где мы осели, стала небольшая комнатка в Доме офицеров. У нас была одна-единственная камера формата VHS. Тогда она считалась довольно крутой, а сейчас ею почти никто и не снимает. 

Программы ВоенТВ сегодня выходят на нескольких белорусских каналах. Одними из самых популярных у зрителей стали “Арсенал” и “Марсово поле” с Олегом Акуличем. Есть в архиве и документальные фильмы: цикл "Так гэта было" сохранил на пленке воспоминания и подвиги ветеранов, многих из которых уже нет в живых. 27 серий, снятых в середине 90-х, сегодня уже сами стали историей и используются как хроника. Многое было снято за 20 лет, и казалось бы: неужели еще осталось что-то нерассказанное об армии? Но за все эти годы у журналистов ни разу не возникало чувства, что они снимают одно и то же:

– Что бы мы ни снимали, мы снимаем о людях. А люди меняются. Даже в одну и ту же часть в течение года мы можем раз десять приезжать, но каждый раз там все по-другому. У солдат и офицеров меняется менталитет, да и общеобразовательный уровень стал намного выше. С такими ребятами особенно интересно разговаривать. Вообще армия – это такой организм, который на 9 граммов тяжелее, чем все остальное. Человек, который прослужил, знает, что такое эти 9 граммов.




Из норы суслика


Вес пули и тяжесть сапог знакомы не только тем, кто служил. Не обязательно даже быть мальчиком, чтобы разбираться в технике и военном вооружении. Связать свою профессию с армией зачастую хотят и девушки, и у некоторых получается сделать это надолго. Лариса Кучерова в военной журналистике уже более 10 лет, из них почти 2 года – на ВоенТВ. Родилась и выросла она в военном городке, поэтому армейская тема ей всегда была близка. 

– Больше всего мне интересны люди, которые служат в армии, потому что каждый человек уникален, а армия – это та структура, где уникальных людей на квадрат, единицу площади, почему-то значительно больше. И докопаться до интересных деталей в судьбе человека, который прошел через военные конфликты, спецоперации, для меня особенно ценно. Лев Гумилев пишет, что у истории есть три взгляда: из норы суслика, с высоты холма и с высоты птичьего полета. Из норы суслика – это то, что видят люди вокруг себя, с высоты холма – это взгляд в контексте, с высоты полета – в контексте всей мировой истории. Так вот, мне интересна высота суслика. Не то, как наступали и отступали войска, а что видел человек в окопе. 

Об этом и стараются говорить на ВоенТВ. Особенно в преддверии важных дат. Уже близка 70-летняя годовщина Великой Победы, и к этому дню журналисты раскрыли еще несколько белых пятен в истории, а с ними – и несколько человеческих судеб. Вместе с ветеранами они снова вернулись в те дни войны, чтобы потом рассказать нам о чувствах солдата, который мерз в окопе, бежал перед танком, прокладывал дорогу через топи болота, о том, как чувствовала себя женщина на войне... 

Но для кого журналисты и ветераны раз за разом вспоминают страшное время? Для молодого поколения, которому не знакома война? Мы уже почти вплотную подошли к тому дню, когда для школьников Великая Отечественная станет не более значимым событием, чем любая другая война на территории Беларуси. Могут ли журналисты и писатели сохранить интерес к живой истории и ее героям?

– Здесь играет роль, как и о чем говорить. Многие ветераны выступают перед молодым поколением с уже отработанной речью, говорят устоявшимися плакатными лозунгами: "Мы, не щадя себя, преодолевали трудности... превозмогая боль...". Естественно, на втором слове у молодежи начинается зевота. Но когда сидит дед и со слезами на глазах говорит: "Вы знаете, как мне было страшно, сидя в этом окопе..." Когда женщина-блокадница рассказывает, как она, будучи 9-летним ребенком свою мертвую мать сама заворачивала в одеяло, связывала веревкой, с пятого этажа спускала во двор и погружала в похоронную машину, которая собирала трупы... Или как она несколько лет жила в пустой квартире с мертвой бабушкой в ванне… Это цепляет даже молодежь, которая не понимает, что такое война. 

И так не только о войне. Искренность и честность нужны и в других темах. Поэтому военные журналисты – это не офисные работники в белых рубашках. Они залезают вместе с солдатами в БТР, стреляют из оружия, бредут по маршрутам и обо всем рассказывают через свои ощущения. Только так можно заслужить доверие самой требовательной аудитории – молодой. 





Ген защитника


– Все мальчишки когда-то бегали по двору с деревянными или пластмассовыми автоматами, играли в войнушку. Почему? Потому что ген защитника у них в крови, – рассуждает Андрей Соболевский, главный редактор ВоенТВ. 

Когда эти мальчишки вырастают, инстинкт оберегать “что-то свое, родное” у них не пропадает. И тут важно найти способ его применить. Министерство обороны сегодня старается все дальше уйти от лозунгов о патриотизме, а вместо этого рассказывать молодым людям об армии максимально просто и честно, чтобы юноша сам почувствовал: защищать свой дом – это не обязанность, а святой долг. И военное телевидение в этом плане всегда находится на информационной передовой. 

– Ни для кого не секрет, что все современные конфликты начинаются с информационной атаки. Идет подмена ценностей, национальных устоев, разрушение традиций. Первые симптомы этого мы уже проходили в начале 90-х годов. Вспомните, насколько большим тогда было количество негативных публикаций и сюжетов, которое выплеснулось на армию. Люди говорили: "Зачем нам армия? Зачем мы будем тратить на нее деньги? Давайте мы лучше построим новый дешевый рынок или купим автомобили и будем продавать их по сниженным ценам". Наша задача до сих пор состоит в информационном противостоянии этому. Что мы видим в современных фильмах? Власть денег. Но каждая развитая страна, которая заботится о своем будущем, будет в первую очередь заботиться о безопасности своих граждан. И мы работаем в этом поле. 

Работа идет не только над содержанием, но и над формой. В арсенале ВоенТВ к сегодняшнему дню есть и многолетние программы, и социальные ролики, и документальные фильмы. Но самым интересным для зрителя видится другой формат: художественно-публицистическое кино. 

– В 2006 году мы делали мощный телепроект – публицистический фильм “Брестская крепость” – и стали законодателем моды на этот жанр. Если раньше мы говорили на тему войны в рамках ТВ, то максимум, что мы делали, – вводили ведущего в антураж, например, Брестской крепости, а дальше весь хронометраж перекрывали хроникой. А в этом проекте мы первые использовали постановочные съемки. Получился симбиоз телевидения и художественного фильма. В таких совместных проектах всегда выигрывает в первую очередь зритель. 

Над чем сейчас работает военное телевидение? К Дню освобождения Беларуси оно готовит проект "Доблесть земли белорусской" о малоизвестных страницах нашей истории. Идет наступление. Противник еще силен, 1944 год. Чтобы не сорвалась операция "Богратион", в прорыв бросают один полк. Он выполняет свою задачу, но какой ценой? Каждый человек той битвы – пример героизма, но рассказать о нем некому. И здесь начинается работа военных журналистов. 

Сказать по правде, до приезда в редакцию ВоенТВ я особо не задумывалась о жизни белорусской армии, ее имидже, да и в целом о патриотизме. Это слово, «патриот», уже давно стало настолько плакатным, что его смысл моему поколению просто непонятен. Служить в армии – это патриотизм? А помогать родителям строить забор, играть за сборную Беларуси или разрабатывать мобильное приложение-гид по родному городу? Этому слову нужно современное наполнение, такое, чтобы каждый молодой человек почувствовал: он не просто живет, работает или служит, он делает это на родной земле, которую нужно оберегать.




У любимого мной писателя О.Генри есть небольшой рассказ, называется «Космополит в кафе». В полночь в кафе за столиком случайно встречаются два человека, один из которых называет себя гражданином мира. «Он был так же беспристрастен к городам, странам и континентам, как ветер или гравитация, – пишет О.Генри. – Он считал, что когда-нибудь вся эта мелкая гордость собственным городом, или штатом, или районом, или страной смахнется, и мы все станем гражданами мира, какими должны быть». Но уже через несколько минут этот самый космополит полез в драку из-за того, что кто-то посмел плохо отозваться о тротуарах и водоснабжении в его родном городе. Все-таки ген защитника у мужчин в крови. А способ его проявить пусть каждый находит сам.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter