Военные вехи

Прошедший 2010 год был не очень щедрым на разного рода крупные военные приобретения и события. Причиной тому послужили последствия глобального финансово-экономического кризиса, сломавшего планы многих министерств обороны. Тем не менее, в минувшем году были отмечены несколько новостных поводов, привлекших внимание публики. Представляем десятку наиболее заметных из них.

Десятка знаменательных оружейных событий 2010 года

Прошедший 2010 год был не очень щедрым на разного рода крупные военные приобретения и события. Причиной тому послужили последствия глобального финансово-экономического кризиса, сломавшего планы многих министерств обороны. Тем не менее, в минувшем году были отмечены несколько новостных поводов, привлекших внимание публики. Представляем десятку наиболее заметных из них.

Первое российское пятое поколение

2010 год начался с долгожданного события - 29 января в воздух поднялся первый прототип российского истребителя пятого поколения - ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Испытания проводились на базе авиакомплекса Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного предприятия (КнААПО). Первый полет самолета продлился около 45 минут и был признан полностью успешным. В настоящее время проводятся летные испытания одного прототипа ПАК ФА, известного также как Т-50. В начале 2011 года к программе испытаний должен присоединиться второй прототип.

В настоящее время Т-50 переклассифицирован на ПАК ФА/МИ (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации/многофункциональный истребитель). Технические характеристики машины засекречены. Официально сообщалось только, что истребитель будет отличаться высокой интеллектуализацией борта и сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300-400 метров. Самолет будет способен выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток, а также будет сверхманевренным.

Предположительно, ПАК ФА сможет развивать скорость до 2,6 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до 5,5 тысячи километров. Истребитель будет вооружен 30-миллиметровой пушкой, а также получит десять точек подвески во внутренних отсеках вооружения.

Согласно планам компании "Сухой", занимающейся разработкой самолета, в 2011-2012 году будут завершены испытания планера Т-50, а в 2013-м Министерство обороны России купит десять самолетов для испытания вооружения. Первый этап испытаний перспективного истребителя будет завершен до конца 2013 года. Покупка Т-50 будет осуществляться в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Помимо опытной партии из десяти самолетов, с 2016 года планируется купить еще 60 таких машин. По оценке первого заместителя министра обороны России Владимира Поповкина, ВВС России нуждаются в ста таких машинах.

На основе Т-50 будет создаваться индийский истребитель пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Контракт на разработку эскизно-технического проекта самолета был заключен 21 декабря 2010 года во время визита президента России Дмитрия Медведева в Индию. Сумма сделки оценивается в 295 миллионов долларов. В общей сложности, на разработку FGFA потребуется 8-10 лет, а общий объем финансирования программы составит, по разным оценкам, от восьми до 12 миллиардов долларов. ВВС Индии намерены купить 250 FGFA на 25 миллиардов долларов.

Второе российское пятое поколение

В мае 2010 года исполнительный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Шибитов заявил, что Россия в ближайшие несколько лет создаст ударный вертолет пятого поколения. Технические характеристики новой машины Шибитов не уточнил, однако отметил, что компания "активно работает над концепцией боевого вертолета пятого поколения". Месяц спустя генеральный конструктор и первый заместитель исполнительного директора ОКБ Миля Алексей Самусенко рассказал, что практические работы по созданию вертолета начнутся в 2011 году.

По словам Самусенко, речь идет о проведении научно-исследовательских работ и формировании рекомендаций для подобного рода техники, после чего начнется создание прототипа. В рамках запланированных работ будут проверены несколько компоновочных и аэродинамических схем. В работе примет участие ОКБ Камова, выпускающая вертолеты преимущественно соосной компоновочной схемы. По словам Самусенко, требования к новой боевой машине будут сформированы исходя "из тех военных концепций, которые будут существовать у нас в ближайшие 10-15 лет".

По предварительной оценке, в число требований, вероятно, будут включены: высокая скорость полета, вертикальный взлет, возможность ведения огня из укрытия, выполнение боевых задач круглосуточно и в любых погодных условиях, возможность вести поиск противника, повышенная живучесть и малозаметность вертолета. По словам генерального конструктора ОКБ Миля, новые вертолеты смогут развивать вертикальную скорость до 250-300 километров в час, а горизонтальную - до 450-500 километров в час. Кроме того, на них будет установлена система искусственного интеллекта, которая будет давать пилоту "подсказки".

Другие подробности относительно перспективной винтокрылой машины пока неизвестны. Неизвестно также, будет ли включено финансирование создания машины в госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы.

На экране

В мае прошедшего года также стало известно, что Россия намерена возобновить производство экранопланов, которые в перспективе будут использоваться для нужд силовых структур страны. Об этом объявил начальник отдела качества ЦКБ имени Алексеева Евгений Мелешко. Центральное конструкторское бюро имени Алексеева известно как разработчик "Каспийского монстра", гигантского корабля взлетной массой 544 тонны. По словам Мелешко, ЦКБ получило заявку правительства России на возобновление работ. Позже генеральный директор ЦКБ имени Алексеева Сергей Платонов объявил, что серийное производство российских экранопланов начнется после 2015 года.

В течение 2010-2011 годов будут проводиться проектные работы. С 2012 года начнется второй, более длительный, этап, в ходе которого будут проводиться опытно-конструкторские работы, а также будет создаваться "достаточно крупный экраноплан". По словам Платонова, на первом этапе возобновления производства экранопланов в России будет идти разработка таких машин водоизмещением 50, 100 и 600 тонн. Финансирование работ уже началось и ведется за счет средств госпрограммы вооружений на 2010 год, программы развития гражданской морской техники и развития оборонно-промышленного комплекса.

В середине декабря 2010 года вице-премьер России Сергей Иванов объявил, что проект государственной программы вооружений на 2011-2020 годы не предусматривает строительства экранопланов.

Экраноплан использует эффект аэродинамического экрана при движении над водной или земной поверхностью. Такой аппарат способен скользить над поверхностью за счет подъемной силы, которая обеспечивается набегаемым потоком воздуха, нагнетающим давление под кораблем. Чаще всего экранопланы "летают" над водной поверхностью, поскольку, в отличие от земной, она более равномерна по высоте. От других кораблей, например катеров на воздушной подушке или судов на подводных крыльях, экранопланы отличаются более высокой скоростью - до 250 узлов (463 километра в час).

 

В СССР производство экранопланов началось в 1957 году и прекратилось в начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 таких аппаратов, которые в международной классификации определены как "морские суда". В 1960-х годах ЦКБ Алексеева создало и испытало на Каспийском море экспериментальный экраноплан, окрещенный западными спецслужбами "Каспийским монстром" - так разведка расшифровала аббревиатуру "КМ" (Корабль-макет) на борту судна.

Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около ста метров, а максимальную взлетную массу 544 тонны. В 1980 году прототип корабля потерпел аварию и затонул, после чего было принято решение о прекращении проекта. Наиболее известными советскими экранопланами были транспортно-десантный "Орленок" (построено пять единиц) и ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" (построена одна единица, выведена из состава Черноморского флота в 1990-х годах).

Российские беспилотники

Министерство обороны России осенью прошлого года завершило сравнительные испытания российских беспилотных летательных аппаратов и по их итогам предложило закупить несколько партий БПЛА для Сухопутных войск. По словам пресс-секретаря управления пресс-службы и информации Министерства обороны России по Сухопутным войскам Сергея Власова, планируется "организовать закупку и широкомасштабное оснащение беспилотниками всех соединений и частей".

Испытания проводились на протяжении двух месяцев. В них приняли участие более 20 российских беспилотных аппаратов. По итогам испытаний Министерство обороны России выбрало несколько беспилотников для опытной войсковой эксплуатации. Речь идет, в частности, об аппаратах "Орлан", "Ласточка" и "Элерон". В ходе испытаний особое внимание уделялось качеству разведывательной информации, предоставляемой беспилотниками, точности определения координат и возможности беспилотников вести трансляцию данных в масштабе времени, приближенном к реальному.

Любопытно, что прежде российское военное ведомство высказывалось резко против покупки российских беспилотников. Так, министр обороны России Анатолий Сердюков и главком ВВС России Александр Зелин заявляли, что российские БПЛА не удовлетворяют требованиям военных ни по одному пункту. В итоге, у Израиля была закуплена опытная партия беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, на базе Казанского вертолетного завода планируется производить израильские беспилотники в рамках совместного российского-израильского предприятия, участие в котором примет компания Israel Aerospace Industries. Стоимость проекта оценивается в 300 миллионов долларов.

Госпрограмма вооружений

Еще одним знаменательным событием 2010 года стало формирование государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Объем ее финансирования составит 22-22,5 триллиона рублей, из которых непосредственно Министерство обороны России получит 20 триллионов рублей. Точные параметры госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы пока неизвестны. Документ предусматривает увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80 процентов с нынешних десяти.

Пока известно лишь, что до 2020 года для ВВС России будут закуплены 1,5 тысячи новых самолетов и вертолетов, из которых 400 будут модернизированными образцами военной техники. Речь идет об истребителях Су-27СМ, Су-30М2, Су-34, Су-35С, учебном Як-130, вертолетах Ка-52, Ми-28Н, Ми-8АМТШ, Ка-226 и "Ансат-У". Кроме того, доля высокоточного оружия на вооружении ВВС России до 2020 года увеличится в 18 раз. По словам заместителя главкома ВВС России генерал-лейтенанта Игоря Садофьева, планируется "в шесть раз увеличить долю беспилотной техники, доведя ее состав до 30 процентов от состава всей авиации".

Ранее главком ВВС России Зелин объявил, что в ближайшие десять лет зенитные ракетные войска будут обновлены на сто процентов. Они получат новые комплексы С-400, С-500 и "Панцирь-С". Госпрограмма вооружений также включает в себя покупку модернизированной сухопутной техники, некоторого количества межконтинентальных баллистических ракет "Булава", подводных лодок проекта 955 "Борей", переоснащение Ракетных войск стратегического назначения, строительство и ремонт ряда кораблей для ВМФ России.

Как ожидается, госпрограмма вооружений будет принята в начале 2011 года.

Удачная полоса "Булавы"

7 октября 2010 года создателям российской межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" наконец удалось прервать цепь неудачных испытаний. Тринадцатый по счету запуск ракеты, произведенный с борта атомной подводной лодки "Дмитрий Донской", оказался успешным. Из предыдущих 12 запусков "Булавы" только пять были признаны успешными. Двенадцатый запуск ракеты состоялся 9 декабря 2009 года и был неудачным - из-за производственного брака раздвижное сопло между первой и второй ступенями не сумело выйти в штатное положение.

14-й пуск ракеты, произведенный 29 октября прошлого года, также оказался успешным. В общей сложности в 2010 году планировалось произвести три испытательных пуска ракеты, однако последний из них был перенесен на лето 2011 года. Причиной этого стала сложная ледовая обстановка в акватории Белого моря, где и проводятся испытания ракеты. Как ожидается, следующий пуск "Булавы" состоится уже с борта штатного носителя - атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", построенной по проекту 955 "Борей".

В чем крылась причина предыдущих неудачных запусков "Булавы", пока неизвестно. В 2010 году специальная комиссия Министерства обороны России занималась контролем качества сборки баллистических ракет. В результате, по данным военных, были выпущены три абсолютно идентичные ракеты. Если это действительно так, можно предположить, что и следующий пуск "Булавы" также окажется успешным. По данным Главного штаба ВМФ России, необходимо произвести еще пять успешных запусков баллистической ракеты, после чего ее можно будет принять на вооружение.

"Булава" станет основным вооружением ракетоносцев проекта 955/955А/955У "Борей". Трехступенчатая твердотопливная ракета рассчитана на подводный старт в движении, который производится в наклонной плоскости. Дальность полета "Булавы" составит около восьми тысяч километров. Ракета сможет нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения мощностью до 150 килотонн каждый.

244 дня на орбите

22 апреля 2010 года ВВС США вывели на орбиту беспилотный самолет X-37B, автоматический полет которого завершился 3 декабря. По словам заместителя министра ВВС США Ричарда Маккинни (Richard McKinney), благодаря X-37B ВВС США подтвердили свою способность отправлять аппараты в космос, ставить там эксперименты, а затем возвращать их на землю. В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки в результате столкновения с космическим мусором; во время посадки лопнуло колесо основного шасси.

Разработка X-37B началась еще в 1950-х годах. Испытания аппарата с перерывами проводились более 20 лет - с 1986-го по 2007 год. Назначение орбитального самолета не разглашается - согласно официальной версии, он будет использоваться для доставки на орбиту грузов. По другой версии, X-37 может использоваться в качестве разведчика. Данные о финансировании программы также не разглашаются. ВВС США не раскрывают, для чего создается X-37B и зачем аппарат был запущен на орбиту.

Следует отметить, что США произвели первые в своей истории успешные автоматический полет и посадку беспилотного космического аппарата. Этот полет также был первым автоматическим после запуска 15 ноября 1988 года советского аппарата "Буран". Советский беспилотник без экипажа был выведен на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем "Энергия". "Буран" провел в полете 205 минут, совершив два витка вокруг Земли, после чего совершил посадку в полностью автоматическом режиме.

X-37B внешне похож на миниатюрный шаттл. Длина аппарата составляет 8,38 метра, а размах крыльев - 4,5 метра. Беспилотник способен совершать полеты на высоте от 200 до 925 километров. Ускорение шаттлу придает один ракетный двигатель. X-37B также имеет грузовой отсек размером 1,22 на 2,13 метра. В настоящее время ВВС США готовят второй X-37B к полету, который запланирован на апрель 2011 года. В ходе этого полета, как ожидается, будет проверяться работа аппаратуры слежения высокого разрешения.

На гиперзвуке

26 мая 2010 года в США состоялся первый испытательный полет гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider. По данным специалистов, испытание оказалось "на 95 процентов удачным", однако в ходе полета была выявлена нестабильность ракеты - через некоторое время полета аппарат начал быстро вращаться, перегрелся, с ним была утрачена связь, а через некоторое время X-51A автоматически самоуничтожилась. Точные причины неполадок пока неизвестны. В ходе своего первого полета Waverider сумела развить скорость в пять чисел Маха (5,8 тысячи километров).

Следует отметить, что первый полет X-51A, несмотря на большое число отклонений, был признан удачным, потому что он был нацелен на проверку работы двигателя, а не всей системы в целом. В настоящее время компания Boeing, разрабатывающая X-51A, создала четыре гиперзвуковые ракеты. Одна приняла участие в испытаниях 26 мая. Когда состоится следующий испытательный полет гиперзвуковой ракеты, ВВС США не раскрывают.

В настоящее время американский концерн Boeing занимается созданием на основе X-51A Waverider оружия для нанесения глобальных быстрых ударов. Новая гиперзвуковая ракета получит название X-51A+, а ее разработка начнется через несколько лет при условии, что оригинальный X-51A успешно пройдет все испытания. На X-51A+ будут установлены приборы быстрой идентификации и уничтожения целей в условиях активного противодействия. Кроме того, новая ракета получит возможность резко изменять траекторию полета, а также ориентироваться в пространстве.

Сделка на многие миллиарды

Осенью 2010 года Саудовская Аравия заказала у США вооружений и военной техники на общую сумму в 60 миллиардов долларов. Эта сделка, будучи одобренной Конгрессом, станет крупнейшей в истории США. В пакет предполагаемой к поставке военной техники вошли 70 вертолетов Boeing AH-64D Apache Longbow Block III и 84 истребителя Boeing F-15SA Strike Eagle. Кроме того, Саудовская Аравия получит вооружение для вертолетов и истребителей, двигатели, запчасти, радары AN/APG-63(v)3 с активной фазированной антенной решеткой.

В заказ также попали 72 транспортных вертолета Sikorsky UH-60M Black Hawk, 36 легких разведывательных Boeing AH-6i Little Bird и 12 учебных вертолетов MD Helicopters MD-530F. Вся упомянутая военная техника будет поставлена в новейших модификациях и будет укомплектовываться последними версиями двигателей, электронных систем наблюдения, разведки, самообороны, наведения и обмена информацией. По предварительной оценке, благодаря столь крупному заказу американские компании будут заняты работой на ближайшие 15-20 лет.

Следует отметить, что Конгресс США может заблокировать некоторые параметры перспективной сделки, пойдя на уступки Израилю, который является ключевым союзником страны по антииранскому вопросу. Ранее правительство Израиля выступало резко против продажи столь крупной партии военной техники Саудовской Аравии, поскольку это может значительно изменить баланс сил в регионе. Между тем, по оценке Управления военного сотрудничества Пентагона, Саудовская Аравия является главным союзником США в регионе Персидского залива.

По рельсам

В середине декабря 2009 года ВМС США провели успешные испытания рельсотрона - пушки, ускорение снаряду в которой придается электрическими импульсами. Испытания, состоявшиеся 10 декабря 2010 года, были признаны успешными. Новое оружие планируется устанавливать на перспективные боевые корабли ВМС США, включая эсминцы проекта DDG-1000 Zumwalt. В состоявшихся испытаниях принимала участие пушка, дульная энергия которой составила 33 мегаджоуля. При такой энергии дульная скорость металлической болванки массой десять килограммов составила восемь чисел Маха (9,2 тысячи километров в час).

Согласно расчетам ВМС США, такая мощность позволяет выстреливать металлическим снарядом на расстояние до 203,7 километра, причем в конечной точке скорость болванки составляет около пяти чисел Маха.

Рельсотрон - пушка, использующая электромагнитную силу для разгона электропроводного снаряда, который на первом этапе запуска является частью электрической цепи. Свое название пушка получила благодаря двум контактным рельсам, между которыми и движется снаряд, соприкасающийся с ними. В настоящее время использование оружия на боевых кораблях невозможно, поскольку для выстрела требуется значительное количество энергии, точность стрельбы пока не велика, а само устройство - слишком крупное.

Список наиболее значительных событий из мира оружия, произошедших в 2010 году, конечно же, является не полным - в него попали лишь те, которые привлекли наибольший интерес читателей "Ленты.Ру". Так, в него не вошли ни американская электромагнитная катапульта EMALS для авианосцев, ни покупка Министерством обороны России вертолетоносцев "Мистраль", ни продажа Израилю перспективных истребителей F-35 Lightning II, хотя они, безусловно, тоже являются важными. В завершение можно сказать, что 2011 год обещает быть не менее интересным.

Lenta.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?