Водный патруль

Вот–вот реки окончательно избавятся от льда, рыбаки достанут из сараев и гаражей лодки, а по водным артериям, окаймляющим наши рубежи, заскользят пограничные «Аисты» и «Гепарды»...

Вот–вот реки окончательно избавятся от льда, рыбаки достанут из сараев и гаражей лодки, а по водным артериям, окаймляющим наши рубежи, заскользят пограничные «Аисты» и «Гепарды». О старте навигации, новой технике и «пиратах» местного масштаба мы беседуем с начальником службы пограничных катеров Госпогранкомитета, капитаном 1–го ранга Николаем РОМАНЕНКОВЫМ.


— Николай Федорович, когда откроете сезон?


— Сказать точно, день в день, довольно сложно. Природа ведь живет не по уставу, у нее свое расписание. Пока днем пригревает, ночью подмораживает, значит, сильного паводка не будет. Поэтому, как только вскроются реки, так и начнем. На участке границы с Украиной навигацию планируем открыть в конце марта — начале апреля, на латвийском направлении — в конце следующего месяца.


— Подготовительные работы уже завершены?


— Готовиться начали сразу после закрытия прошлогодней навигации. Задачи стандартные — ремонт и обслуживание катеров, занятия с экипажами. В настоящее время техника уже расконсервирована, готовим ее к выходу на службу. С завершением ледохода подразделения сразу же приступят к выполнению задач. Обычно это довольно напряженный период, нарушители ведь тоже ждут не дождутся, чтобы начать свою «навигацию». Кстати, хочу подчеркнуть, что и зимой мы не сидели без работы. Ведь по льду периодически пытаются переправить контрабанду, на нашу территорию порой забредают рыбаки из соседних стран. Чтобы пресекать нарушения, используем катера амфибийного типа — такие есть на литовском и украинском участках. Если же ледовая обстановка не позволяет вывести технику, подключаем сухопутные наряды.


— А какое водное направление считается самым сложным?


— Наиболее протяженный участок водной границы — на украинском направлении. Поэтому и нарушений здесь обычно больше. Это связано с хозяйственной деятельностью, активным отдыхом граждан в приграничных районах. Ну и, разумеется, имеют место факты нарушения госграницы в преступных целях. Ведь почему в свое время было принято решение об организации нашей службы? На водных участках границы не прекращались попытки создания разнообразных нелегальных каналов. Практика показала: там, где появляются пограничные катера, незаконная деятельность сразу идет на убыль.


— Давайте о ближайших задачах. Собираетесь в этом году обновить технопарк?


— Сейчас у нас на вооружении стоят катера килевого типа «Аист», амфибийного типа — «Гепард» и «Пегас», а также моторные лодки. В 2010–м принята концепция развития службы. В соответствии с ней будем модернизировать парк катеров, совершенствовать инфраструктуру, строить причалы, пункты базирования плавсредств и т.д.


— А на гидроциклы пограничники, случайно, пересесть не намерены?


— Овчинка не стоит выделки. Во–первых, водный мотоцикл — достаточно дорогое удовольствие, в том числе и в обслуживании. Во–вторых, в нашей стране довольно специфические погодные условия и техника должна им полностью соответствовать. Простота в использовании, высокая скорость и бесшумность — вот главные для пограничного судна характеристики.


В последние годы в этом плане удалось сделать многое. Например, на моторных лодках последнего поколения к рыбакам подходим практически вплотную, а они нас даже не замечают. С надежностью проблем тоже нет. Модернизация, впрочем, продолжается. Сейчас объявили открытый конкурс на закупку шести плавучих средств нового типа. Заявки есть как от белорусских, так и от российских производителей.


— Нарушители наверняка тоже не стоят на месте. Интересно, наши речные «пираты» хорошо экипированы?


— Как правило, для незаконной детальности, например, перевозки контрабанды, используют старые лодки — чтобы не жалко было, если конфискуют. Хотя, конечно, последние технические достижения преступники берут на вооружение все активнее. Этой зимой, к примеру, на участке Гродненской пограничной группы задержали партию нелегальных сигарет. Злоумышленники пытались переправить их по реке. Короба с табаком упаковали в водонепроницаемый материал и прикрепили к ним GPS–передатчики, чтобы после по сигналу «маячка» их можно было легко разыскать. Но уловка не сработала.


— А в вашей службе не планируете использовать навигационное оборудование?


— Такие планы есть. На тех катерах, которые поступят на вооружение в этом году, подобное оборудование будет установлено. Преимущества очевидны: командир судна будет точно знать свое местонахождение. А при задержании нарушителя появится возможность точно зафиксировать координаты, чтобы после не возникали пересуды, дескать, «я был на своей территории и ничего не нарушил». На украинском участке, чтобы обеспечить охрану еще более надежно, прорабатываем вопрос о совместном патрулировании с коллегами из соседней страны.


— Сейчас много говорят о перспективах интегрированной системы охраны границы, уже запущены первые пилотные участки...


— Надо понимать, что речные рубежи имеют свою специфику. Это не море с его просторами и отличным обзором, где всем видно всех. Как правило, мы несем службу на водных участках шириной от 50 до 300 метров, которые не всегда просматриваются техникой. Но на современный принцип работы, используя разнообразные технические средства, датчики, локаторы, в перспективе обязательно перейдем. Это здорово упростит службу, позволит снизить затраты и нагрузку на личный состав.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter