Мобильные сервисы, новый конкурент на российском рынке такси, проходят испытание на прочность

Водители против «Uber Обамовича»

Мобильные сервисы, новый конкурент на российском рынке такси, проходят испытание на прочность. Будут ли они развиваться или после протестов таксопарков останутся не у дел?


Нажмешь на кнопку – и авто у подъезда.
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин


Канули в Лету времена «зеленоглазых» такси с таксометром, громко отщелкивающим денежки, водители в фирменных угловатых кепках. Потихоньку исчезают прилипчивые бомбилы. Хотя, по-моему, это нагловатое племя искоренить в России невозможно. Они все равно будут стоять в аэропорту у выходов, маскируясь под легальных таксистов, и дергать за рукав: «Вам куда?» А у станций метро будут дежурить «Жигули» с громко включенной восточной музыкой.

Кажется, что на рынке такси навели порядок. Таксомоторы пожелтели, стали принимать карточки, приезжать вовремя по вызову – словом, все цивилизованно. Но вдруг по ряду городов России прокатилась волна протестов легальных таксистов, недовольных новой формой обслуживания клиентов –  мобильными сервисами. Несли плакаты: «Uber Обамович go home». Суть претензий к широко распространенному американскому приложению Uber заключается в том, что эта зарубежная компания использует труд владельцев личного автотранспорта, своеобразных фрилансеров. Отсюда демпинг, нечестная конкуренция.

Народ же воспринял новинку на ура – залез в смартфон и заказал такси в булочную «не отходя от кассы»: не через диспетчерскую, а посредством мобильного приложения. Через несколько минут машина уже у подъезда. Удобно и, что самое главное, дешево. Если раньше при звонке в обычную компанию можно было добраться до Домодедово за 1400 российских рублей, то на «мобильно-сервисном» такси просят почти вдвое меньшую сумму.

Спрос породил предложение. Только за август, по данным Департамента транспорта Москвы, было выдано около 35 тысяч лицензий для частников, решивших работать «онлайн».

Как бы «традиционные» компании, жалуясь на ценовой демпинг, ни призывали государство прикрыть эти мобильные сервисы, какие бы грозные письма «наверх» ни писали, мобильные приложения пробьют себе дорогу. Новая услуга не заменяет прежнюю, а дает дополнительные возможности для клиента – чем это плохо?


Конечно, тот факт, что в этом бизнесе могут участвовать непрофессиональные и непроверенные водители, настораживает, но эту проблему можно всегда отрегулировать. Есть предложения поставить таксистов, работающих по вызовам с таких приложений, в рамки закона. Чтобы они имели лицензии, платили налоги и не пополняли «бомбильную» армию.

Может, имеет смысл перенять опыт белорусов? В стране пользуются приложением Taxify. Вот только работают на него проверенные зарегистрированные перевозчики, а не водители с улицы, как это происходит при работе с тем же Uber.

Да и сами мобильные сервисы должны иметь правовой статус. Хотя бы для того, чтобы решать проблему несвоевременного выполнения онлайн-заказов, на что часто жалуются люди.

Раньше ФАС, проверяя жалобы таксопарков на нечестную конкуренцию, пришла к выводу, что нарушений нет. Сейчас антимонопольное ведомство вновь обещает детальные проверки. Результат, убежден, будет аналогичным предыдущему. Никто новые формы бизнеса, завязанные на IT-технологиях, закрывать не будет. Совершенствовать, приводить в соответствие с российскими законами – да. Но не запрещать.

Придется легальным перевозчикам искать пути сотрудничества с действующими мобильными сервисами, открывать собственные, более заманчивые по цене и качеству обслуживания приложения – словом, предложить нечто лучшее, чтобы удержаться в новой конкурентной среде.


СПРАВКА «СВ»

Популярные мобильные сервисы в России

Яндекс.Такси. Подключены десятки таксопарков. Для каждого из классов такси указывается максимальный тариф.

Gettaxi. Оплатить поездку можно кредитной картой прямо из приложения. Первые 20 минут поездки – 299 российских рублей, далее по тарифу – 11 российских руб./мин.

Wheely. Сервис представительского класса. Тарифы – от 650 российских рублей за 20 минут, далее – 29 российских рублей за минуту.

inTaxi. Цена всегда едина и меняется только в зависимости от времени суток.

Uber. Цена складывается из стоимости посадки, а также платы за каждую минуту и за каждый километр. Платить можно только картой.

CityMobil. Диспетчерская служба такси, использующая свое мобильное приложение.

ЕСТ. Отправляет заказ в десятки таксопарков. Вы получаете предложения сразу от нескольких на выбор.

A-Rix Meter. Персональный таксометр помогает оценить правильность тарификации вашей поездки.

Николай ЛАШКЕВИЧ, n.lachkevich@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter