Водители без прав: потенциальные убийцы

Эта страшная авария, в которой трагически сошлись острейшие проблемы нашего автомобильного мира, случилась в ночь со вторника на среду. На дороге Житковичи — Туров «Рено», которым управлял молодой водитель без прав, выскочил на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с «Ауди». «Два человека погибли на месте, трое в реанимации», — написали на следующий день в сводках ГАИ. Таков итог поразительного нигилизма, который в нынешнем году стал типичным для наших дорог: все чаще на трассы выезжают те, кто вообще не имеет права садиться за руль...

Эта страшная авария, в которой трагически сошлись острейшие проблемы нашего автомобильного мира, случилась в ночь со вторника на среду. На дороге Житковичи — Туров «Рено», которым управлял молодой водитель без прав, выскочил на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с «Ауди». «Два человека погибли на месте, трое в реанимации», — написали на следующий день в сводках ГАИ. Таков итог поразительного нигилизма, который в нынешнем году стал типичным для наших дорог: все чаще на трассы выезжают те, кто вообще не имеет права садиться за руль.


Вот некоторые цифры. В Минской области за 6 месяцев выявили более 6.500 нарушений, когда «бесправники» управляли авто. В Минске за полугодие таких фактов более 3.000, что почти на 20 процентов больше, чем в 2010–м. Армия тех, кто нагло издевается над ГАИ, игнорируя запреты, таким образом, стремительно растет. Но почему? Специалисты выделяют несколько вероятных причин.


По словам начальника службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Евгения Лапца, на ситуацию на дорогах наверняка повлиял недавний автомобильный бум. Резон тут есть. Более 250.000 машин, которые ввезли в страну за последние 6 месяцев, не могли не аукнуться. Доказать в цифрах связь между стремительным увеличением автопарка и ростом аварийности или, скажем, своеволием «бесправников», конечно, сложно. Но кому–то ведь на этих бесчисленных «Ауди» и «Пассатах» нужно ездить. Может, к ажиотажу оказались не готовы автошколы?


В «Белтехосмотре» (эта организация, напомним, сейчас курирует вопросы подготовки водителей) меня заверили: удовлетворить все существующие потребности готовы. Записаться на курсы сейчас можно практически в каждом районе страны. Другое дело, что желающих пройти обучение стало меньше. Очередей в автошколах сейчас нет и в помине, наоборот, хватаются за каждого клиента. В контрасте с тотальной автомобилизацией ситуация выглядит весьма странно.


Быть может, проблема в том, что система обучения у нас слишком громоздкая, что и отпугивает потенциальных курсантов? Не раз ведь поднимался вопрос о пересмотре учебной программы, в которой слишком много теории, но катастрофически не хватает практики. Об эффективности нынешнего подхода к обучению красноречиво говорит недавний эксперимент Минской ГАИ. На дорогах города инспектора останавливали автомобилистов и предлагали им пройти блиц–тест на знание ПДД. Из нескольких десятков испытуемых экзамен сдал только один, да и то — курсант автошколы. Не пора ли нам и вправду перейти на индивидуальную систему подготовки, как в США, некоторых других странах, а не грузить кандидатов в водители бесполезной, быстро забывающейся теоретической информацией?


Заместитель директора «Белтехосмотра» Михаил Свистун с такой постановкой вопроса категорически не согласен. Упрощать, по его мнению, ничего не следует. Да и причину наглого своеволия «бесправников» Михаил Сергеевич видит в другом.


— Каждый год тысячи водителей лишаются прав за управление автомобилем в пьяном виде. Наказывают строго, на три года. Что будет делать в таком случае рядовой автомобилист? Машина–то у него есть, стоит под окном. Год он, может, и продержится, а потом сядет и поедет, надеясь на авось, что не остановят. Не будет человек с машиной ходить пешком — это закон.


Половинчатым ужесточением ответственности мы действительно добились мало чего. Представьте: сотрудник ГАИ Минской области недавно остановил парня, который сел за руль без прав... в двадцатый раз. Ему все нипочем — даже максимальный штраф 50 базовых величин не страшен. Другое дело, если наконец–то будет принято решение о конфискации автомобилей у тех, кого однажды поймали за пьянку. О введении такой меры говорят продолжительное время, года два точно, но пока так ничего и не сделали. Быть может, господам ответственным лицам пора поторопиться? Ведь выезжать на дорогу в последнее время действительно стало опасно: вероятность столкнуться с водителем без прав — то есть с опасным неумехой — велика как никогда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter