Гладко только на бумаге
Больная для многих автомобилистов тема совсем недавно была поднята в ходе прошедшей в мае шестой Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН. На постсоветском пространстве только Азербайджан, Беларусь и Россия оставили в своих ПДД 60 км/ч в качестве максимальной скорости внутри населенных пунктов. По мнению координатора программ по общественному здравоохранению странового офиса ВОЗ в Республике Беларусь Валентина Русовича, снижение данного значения хотя бы на 10 км/ч могло бы стать хорошим подспорьем для дальнейшего изменения транспортного микроклимата в городах:— В идеале видится снижение скорости по умолчанию в городах до 30 км/ч, за исключением специально выделенных и обозначенных магистральных улиц только для автомобилей. А также постепенный возврат к выделению обозначенных велосипедных дорожек на проезжей части улиц городов, использование велосипеда в качестве полноценного транспортного средства с универсальной доступностью к любой точке в городе в любое время года.
В соседней России не открещиваются от похожих рекомендаций ВОЗ. Но у нашей восточной соседки есть своя специфика — там существует так называемый нештрафуемый порог при оценке превышения скоростного режима. Если водитель превышает максимально разрешенную скорость менее чем на 20 км/ч, с деньгами он не расстанется. Нужно ехать максимум 60 км/ч? В РФ безнаказанно «топят» до 79 км/ч. Получается, чтобы скорость движения транспорта в российских городах реально не превышала 50 км/ч, ее нужно ограничить… до 30 км/ч! Многие водители, услышав такое, рассмеются: это же несерьезно! Зато не до смеха главе Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрию Митрошину:
— С точки зрения общих подходов чем ниже скорость, тем ниже смертность. Можно вообще запретить дорожное движение — и погибших не будет, если этой логике следовать. Но, конечно, до абсурда не надо доводить. Если объективно обосновано снижение скорости до 30 км/ч, то почему нет? Но у нас говорится 30, а в голове — 50. Надо индивидуально смотреть каждую ситуацию. Нужна масштабная ревизия улично-дорожных сетей, а не просто введение ограничений.
Согласно докладу 2019 года о состоянии безопасности дорожного движения в Европейском регионе ВОЗ, до 80 процентов водителей признают факт вождения с превышением установленной скорости.
Одними знаками проблему не решить
В Беларуси также явно не хотят одним махом перекраивать существующий дорожный порядок. Но тема все же обсуждается. Например, в 2019 году в интернете появлялись петиции разномастного содержания. Так, на предложение увеличить скорость в населенных пунктах до 70 км/ч в УГАИ МВД ответили, что это нецелесообразно:— С ростом скорости движения увеличиваются риски совершения дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий. При этом вероятность ДТП с пострадавшими растет в квадратичной степени, а происшествия с летальным исходом — пропорционально кубу изменения скорости. Наибольшие последствия отмечаются при наездах транспортных средств на пешеходов.
В свою очередь сторонники спокойной езды в ответ на коллективное электронное обращение получили ободряющий ответ:
— Министерством внутренних дел в рамках подготовки изменений в Правила дорожного движения Республики Беларусь прорабатывается вопрос об установлении максимальной скорости движения транспортных средств в населенных пунктах не более 50 км/ч.В конце 2020-го во время прямой линии в пресс-центре Sputnik Беларусь начальник ГАИ Минска Сергей Бабич в ответ на вопрос о перспективах снижения верхнего порога разрешенной скорости в городской черте заметил, что не готов анонсировать, когда это случится:
— Все нарушения ПДД идут от нарушения скоростных режимов, в частности неверного выбора скорости… Более низкая скорость движения дает водителю больше времени на принятие правильных решений на дороге. Целесообразно рассматривать снижение порога до 50 км/ч. Не на всех участках — на каркасных магистральных улицах от этого следует отказаться, но на ряде улиц, которые есть в городе Минске, это необходимо реализовать.
По словам начальника столичной ГАИ, установкой знака в таких случаях дело не ограничится. Это целый комплекс решений, которые включают в себя и оборудование лежачими полицейскими, и сужение проезжей части, и организацию, корректировку работы светофоров, чтобы потоку было комфортно двигаться и при этом не создавались заторовые ситуации.
В настоящий момент, как нам сообщили в главном управлении ГАИ МВД Беларуси, новостей о возможных изменениях максимальной скорости движения транспорта в населенных пунктах пока нет. Надолго ли взята пауза? Вопрос открытый, ведь современная жизнь меняется очень стремительно…
ДОСЛОВНО
Сергей Бабич, начальник УГАИ ГУВД Мингорисполкома:
— На отдельных участках ведется работа по снижению скоростного режима — вблизи дошкольных учебных заведений, школ, а также там, где наблюдается массовое скопление людей.
ФАКТЫnesterov@sb.by
♦ Каждые 24 секунды в дорожно-транспортном происшествии погибает один человек.
♦ Превышение скорости на один километр в час увеличивает риск аварии со смертельным исходом на 4—5 процентов.
♦ ДТП являются основной причиной смерти детей и подростков. Каждый день на дорогах мира погибают или получают ранения 3000 детей.
Источник: Всемирная организация здравоохранения.