Минск
+9 oC
USD: 2.2
EUR: 2.39

Водитель автобуса предлагает безбилетникам перевести деньги на счет. Законно?

К нам в редакцию обратился житель Минска Илья Лобанов (фамилия изменена по просьбе героя). Он стал свидетелем необычной ситуации: водитель автобуса стал проверять оплату проезда у пассажиров, не имея ни удостоверения, ни считывающего проездные карты устройства. Видеорегистратор заменила камера смартфона. При отсутствии билета водитель предлагал не платить штраф, а купить у него сразу шесть штук или перевести эти деньги на счет. Это законно?

Снимок носит иллюстративный характер

Для того, чтобы разобраться, обращаемся к ответственным за минский общественный транспорт – государственное предприятие «Минсктранс» – и штудируем раздел часто задаваемых вопросов на сайте наряду с нормативными документами.

Ответ частично скрывается в договоре перевозки пассажира. Водитель действительно имеет право проверять проездные документы и предложить купить билеты, если у пассажира их не оказалось. Дополнительные документы и устройства, которые имеет при себе контролер, в данном случае не требуются.

Впрочем, все не так однозначно. Предмет спора – шесть билетов вместо одного и таинственный банковский счет, на который водитель предлагал переводить сумму оплаты. Понять, имелся в виду счет организации или личный, сходу нельзя: для этого нужно смотреть записи с камер видеонаблюдения и разговаривать с водителем. Мы связались с отделом организации перевозок седьмого автобусного парка, который ответственен за маршрут, где все произошло, и попросили найти водителя. Им оказался Юрий Тишковец.

– Раз пассажир не оплатил проезд, я предлагаю ему приобрести полоску билетов – шесть штук. Это удобно, потому что водитель получает билеты в виде полосок. При желании можно предложить и десять таких полосок, и шестьдесят, но это странно. Поэтому я останавливаюсь на одной. Если человек соглашается, то оплачивает шесть билетов, если нет – я прошу его покинуть автобус. – рассказывает Юрий. – Всегда находится пассажир, который утверждает, что не успел пробить билет. Скорее всего, он и не собирался успевать. Складывается впечатление, что человеку просто жаль пробить последний билет. Опять же – предлагаю приобрести шесть.

– А если у пассажира нет с собой наличных, предлагаете перевести на счет? Чей он?

– Часто безбилетники не хотят оплачивать проезд и спрашивают, можно ли сделать это картой. Хотя и наличные у них наверняка есть! Это просто уловка, чтобы водитель отстал, раз не может принять оплату картой. Поэтому я на такие вопросы говорю: без проблем, открывайте на телефоне банковское приложение, к которому привязана карта, я вам скажу номер своей – вы переведете. Но еще ни разу никто не согласился! Потому что когда люди понимают, что план не работает, а оплата картой реальна, они начинают искать наличные или другие отмазки. Мол, нет приложения, карта не привязана… Приходится просить выйти из автобуса.

– Но вдруг кто-нибудь согласится. Что тогда будете делать?

– Приму оплату на карту, сделаю скриншот, а потом эти деньги из своего кармана добавлю в кассу. Все просто.

То есть, предложение перевести деньги за билетики на счет – это не нарушение закона, а тактический ход водителя, чтобы подловить чересчур хитрых «зайцев». Его, кстати, Юрий советует применять и коллегам. Работает ведь!

Отвечая на вопрос Ильи, советуем читателям не теряться и помнить: водитель может проверить ваш проездной документ. А чтобы не сталкиваться со штрафами – приобретать билеты заранее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...