Колодцы не умирают

Вода живая и мертвая

Ближе к обеду я возвращался с прогулки и жалел, что сегодня отправился в путь не на велосипеде. Слишком сильно припекало нынче июльское солнце, и я явственно ощущал жажду. К месту вспомнил, что неподалеку пробегает лесная тропа, ведущая к дому женщины по имени Самоня. Там сохранился колодец с вкусной холодной водой. Как раз то, чего сейчас не хватало.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Мне уже приходилось рассказывать читателям об этой некогда первой красавице в округе, прожившей большую часть своей жизни в хате на болоте. Много раз провожала она стаю своих журавлей в далекую дорогу и радостно приветствовала их возвращение. Так было, пока Самоня, рано потерявшая мужа, дожила до весьма почтенного возраста и наконец согласилась на уговоры живущих самостоятельно детей уехать к ним. Сначала к сыну в Москву, а затем, устав от суеты и шума, к дочери в Латвию. Все-таки ближе к дому.

Я подошел к давно осиротевшей хате Самони и, приоткрыв крышку колодца, зачерпнул ржавым ведром воды. Пил медленно, наслаждаясь каждым глотком и дивясь, как умеют колодцы сохранить себя, даже когда их оставили наедине с окрестной тишиной хозяева. Вот тогда и подумал о том, что колодцы не умирают. Словно верят, что кому-нибудь пригодятся, как сейчас мне. А может, ждут, когда их прежние хозяева вернутся, как блудные дети часто возвращаются, поскитавшись по белу свету в поисках счастья, в родные края.

Продолжая шагать по лесной дороге, я вдруг вспомнил, как неделей раньше ко мне заехал бывший коллега с красавицей-женой и тремя детишками. Конечно, я предложил им чая, кофе, сока из холодильника. Но гости дружно отказались и стали кружка за кружкой поглощать воду из моего колодца. По настроению детишек и самих взрослых я видел, что эта обычная колодезная вода кажется намного вкуснее всякой там «Фанты» или «Колы». Такая вот сила у этой живительной влаги.

С водой нужно, чтобы еще повезло. Когда копали колодец у моих соседей по хутору, то на жилу вышли слишком быстро. Он получился неглубоким, и вода там с оттенком желтого цвета. Это, безусловно, портит ее внешний вид, да и на вкус влияет. Зато у меня колодец на славу: глубокий и вода, по сути, родниковая.

Если быть объективным, то надо признать, что по отзывам самая вкусная вода из колодца, хозяйкой которого была женщина по имени Регина. Ее дом у самой дороги стоит первым в нашем скромном хуторском поселке.

Как-то проходила соседка мимо, и я пригласил ее на вечерний чай. Тогда и рассказала женщина мне тот любопытный случай.

Однажды приехали к ней в гости сестра и племянник и пошли в лес за грибами. Там мальчонку укусила гадюка. Нога стала быстро опухать, ребенок слабел на глазах. К счастью, как раз в это время заехала к Регине по какому-то делу женщина, с которой они дружили. Ходила молва, что ее отец, умирая, передал дочери секрет избавления от последствий змеиного укуса. Мало кто верил в эту легенду, однако Регина решила воспользоваться случаем и попросила гостью помочь мальчику. Та велела оставить ее наедине с пострадавшим и принести воды из ближайшего колодца. Регина так и поступила. Успела рассмотреть, что подруга что-то шептала над ребенком и положила мокрое полотенце на рану.

— Хочешь верь, Иванович, хочешь нет, — говорила Регина, — но минут через пять я своими глазами видела, как опухоль начала уменьшаться, а мальчик даже заулыбался. Уходя, подруга сказала, что хорошая вода в моем колодце. Такие вот чудеса у нас тут случались.

Я хотел попросить соседку познакомить меня с этой интересной женщиной, чтобы написать о ней в одной из своих колонок в газете, заодно рассказать и о себе самой. Регина работала землемером в сельском Совете, вырастила как бы между делом четверых детей. Мужа сбила машина на дороге, и женщина сама поставила их на ноги. Уже одно это позволяло сделать ее героиней рассказа из жизни моих новых земляков по далекой приграничной глуши. Не успел… Регина тяжело заболела. Все знали, как любила она свой колодец, гордилась им. Когда жарким летом наши почти пересыхали, у Регины было полно воды. На дне словно бил неиссякаемый родник. Она охотно делилась с нами своим богатством. Теперь, когда поняла, что ей не избавиться от своей хвори, частенько подходила к нему просто постоять. Поправляла кружку, оставленную для людей, которые будут приходить к колодцу, когда ее не станет. Что-то шептала. Видно, благодарила его за прожитые рядом годы. Ту зиму Регина не пережила.

Давно разъехались ее дети — кто поближе, кто подальше. Дом частенько пустует. Но не страдает ее колодец от одиночества. Однажды видел, как остановились рядом сразу две машины и люди терпеливо наслаждались чистой водой. Разумеется, благодарили хозяйку, хотя ее давно уже не было.

Недавно к автолавке, что исправно дважды в неделю приезжает в наш поселок, пришел молодой паренек, работавший на строительстве одной из дач. Пришел за водкой, хотя и так был уже навеселе. Хотел сказать, что не ту воду он пьет. Промолчал. Может быть, и зря. Слишком многих погубила эта зараза.

Понятно, что рассказывать о воде и ее важности можно бесконечно. Я же останавливаюсь на этих заметках, сюжет которых навеяла обычная июльская жажда в полуденный час.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter