Вода, вода. Кругом вода

На мою просьбу посмотреть в районе что-нибудь такое, чего нигде больше не встретишь, заместитель председателя Лоевского райисполкома Михаил Попов предложил побывать… в «бермудском треугольнике».

На мою просьбу посмотреть в районе что-нибудь такое, чего нигде больше не встретишь, заместитель председателя Лоевского райисполкома Михаил Попов предложил побывать… в «бермудском треугольнике».
Нет, там не исчезают суда. Не смещается временная ось. Там спокойно живут обыкновенные люди, которых, несмотря на значительную отдаленность от «благ цивилизации», местная власть окружает постоянным вниманием и заботой.
Это так называемая  заречная зона. Она хорошо видна на карте: земли, расположенные «по ту сторону» берегов сливающихся Днепра и Сожа.
Чем будем добираться? По воде или по суше? Жду — может, предложат еще и по воздуху.
Не предлагают. И я выбираю землю. Мне кажется, так надежнее. Но, увы, не быстрее.

Путь держим по трассе на Гомель, делаем крюк по северной границе района и въезжаем в великолепные лесные места. Вот она, оказывается, какая — эта заповедная даль…

Одиннадцать  утра. Первая встреча – в сельском Совете. Я приятно удивлена, увидев в кабинете секретаря свежий номер газеты «Рэспублiка». Неужто почту сюда доставляют по воздуху? «Да нет,— отвечают,— как обычно».

Деревня Карповка в несколько улиц. Чувствуется: дома здесь рубили не на одно поколение, бревна выбирали смолистые, на века, чтобы стены долго запах леса хранили… 

85-летняя  Ефросинья Михайловна Морозова уже двадцать семь лет живет без мужа. Но хорошо помнит, как строились, как мечтали,  детей растили и учили. 

— Мы с Иваном Ильичом учителями в школе работали. В войну  партизанили и воевали. Боевых наград у нас на двоих целая шкатулка,— рассказывает она. – Прежде учеников в местной школе много было, а в этом году в первый класс всего шесть учеников пошло. Откуда я это знаю? Да от внука моего социального работника — Женьки, с которым дополнительно чтением занимаюсь. Уже несколько лет в деревне пустует здание бывшего детского садика. Говорят, штат работников общее количество ребятишек стал  превышать. Но, может, все еще  восстановится. У Галины Заярной, например, уже пятеро детей и внучок…

Стареют  заднепровско-сожские села. В так называемой заречной зоне в семи деревнях проживает сейчас  всего 719 человек. Причем почти половина из них – в центральной Карповке. Школьников  – 58. На учете в первичной ветеранской организации – 16 участников Великой Отечественной.

От деревни Карповка до райцентра по шоссе почти 135 километров. Автобусный билет 20 тысяч рублей стоит. Без особой нужды туда-сюда не наездишься. «Да и зачем? – переспрашивают старики. – Почта и свежий хлеб доставляются ежедневно, доктор у нас — умница, машина «скорой помощи» —  своя, лекарства — в амбулатории…»

Недавнюю выпускницу Гомельского мединститута Наталью Зеленину местные жители иначе, как дочкой и внучкой, не называют. Удивляются: вроде городская девочка, никогда прежде журавля колодезного не видела, а приспособилась, прижилась в этом заповедном краю. 

…Тишина, чистый воздух, лесные и водные дали – особенный живописный мир,  располагающий не только к восторженной созерцательности. 

— Земля у нас золотая. По цвету. А по структуре – песок, — рассказывает председатель  Карповского сельсовета  Нина Грищенко. – Высокими урожаями похвастать не можем, хотя трудолюбия нашим крестьянам не занимать. Красоту первозданную сегодня уже редко где встретишь. А у нас, говорят, есть места, где  совсем не ступала нога человека. Поэтому заречная зона для исследователей – кладезь открытий.

В последнее время руководство района  стало активно вести разговор о создании Днепро-Сожского биологического заказника, строит планы развития экологического туризма. Условия для этого самые что ни есть подходящие. Природа — щедрая на дары. Что же касается впечатлений…  Да один огромный ромашковый луг в речной пойме чего стоит! А неподалеку – дивная, почти сказочная дубрава…

Нина Владимировна говорит и о проблемах, с которыми ей как представителю местной власти приходится сталкиваться.

— Очень неприятно получать жалобы от людей, называющих себя дачниками. Ну никак не могут они понять, почему к их дому не прокладывают асфальтовую дорогу, почему административно населенные пункты нашего сельсовета отошли Лоеву, а не Гомелю (объективно, до областного центра расстояние отсюда и на самом деле намного короче, чем  до районного. Да только  разве это повод для пересмотра границ?). Но  движет требованиями таких вот граждан эгоизм, лень, так называемое социальное иждивенчество. Мол, бюджет областного Гомеля побогаче, вдруг все желания в одночасье исполнятся?

Между тем повседневный уклад жителей деревень Карповка, Слава, Абакумы, Свирежа, Орел, Хоминка и Новая Деревня размерен  привычным ритмом. С начала и до конца навигации основной вид транспорта здесь  –  лодка-моторка.

Отрезанные от райцентра широкой лентой воды заречане к такому способу передвижения приучены с детства. По привычке выходящим в рейс двум капитанам катера, двум Григорьевичам – Павлу и Виктору, — старики то и дело заказы дают: обои в мелкие цветочки в городе присмотреть, клейкую ленту от мух привезти, удобрения и рассаду. Местные модницы в парикмахерскую и ателье тоже на катере прибывают. Парни — на свидания с девушками.  А на Пасху на пристани всегда очередь: люди  в церковь едут яйца и куличи святить. Капитаны  во все вопросы сельчан подробно вникают. Понадобится, и корову по  реке перевезут – в самом деле, не самолетом же ей лететь…   

К слову сказать, настроение у жителей территории, прозванной «зоной» и «бермудским треугольником», как всегда, бодрое. Слова особой благодарности они адресуют местному погранотряду, охраняющему  государственную границу, которая пролегает прямо по фарватеру Днепра. Ведь когда рядом находятся люди в форме, всем живется спокойно.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter