График тренировок, как у профессиональных спортсменов, – шесть дней в неделю. Сейчас у Родиона Синицына более 30 юных пловцов. А пять лет назад к тогда еще простому инструктору в бассейне обратился отец подростка-инвалида с просьбой помочь в реабилитации мальчика. Методику тренер разрабатывал самостоятельно, изучая опыт тренеров по инваспорту. Затем сработало сарафанное радио: начали обращаться родители других детей с особенностями. Когда ребята стали завоевывать медали на чемпионатах страны для людей с инвалидностью, их спортивные достижения заметили. В Бобруйской специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва открыли отделение по инваспорту, количество желающих там заниматься растет. Тренировки бесплатные, а Родиона Синицына включили в штат тренеров:
– В чемпионате страны по плаванию для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата и зрения мои ребята завоевали 18 медалей! На спартакиаде для слабослышащих – третье командное место, хотя мы только в этом учебном году набрали такую группу. Наш Алексей Ковалев уже в национальной сборной.
Методику занятий Родион Синицын разработал самостоятельно
В арсенале тренера – устройства собственной разработки для обучения особенных спортсменов. На специальной скамейке для «сухого плавания» ребята отрабатывают точность каждого движения, которое придется выполнять потом под водой. Используя катушку с тросом, тренер может придать ускорение, и пловцу хочешь не хочешь, а приходится учиться двигаться в темпе. Еще есть «удочка» и «поводок» для поддержки в воде рук и ног, пока ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата не начнет себя чувствовать в воде свободно.
Глядя, как 15-летний Владислав Гилевский проплывает на скорость дорожку в бассейне, никогда не подумаешь, что у парня ДЦП. Он хорошо сложен, подтянут – это результат многолетних тренировок. Влад рассказывает:
– У меня надомное обучение, но в спорте я не чувствую ограничений для своих возможностей. Участвовал уже в четырех чемпионатах, занимал призовые места. Хотел бы связать свою жизнь со спортом. К примеру, стать тренером.
В роли сурдопереводчика учеников местной школы-интерната для детей с нарушениями слуха – Артем Литвинов. Он единственный слышит благодаря слуховому аппарату и переводит остальным слова тренера на язык жестов.
Родион Синицын убедился на опыте, что антигравитация в воде помогает развивать его ученикам мышцы, а спортивные достижения – уверенность в себе:
– Сначала почти все они приходили на тренировки, стояли в сторонке, были закомплексованы. Теперь рвутся в бой, потому что знают себе цену: мальчишки приглашают на соревнования своих девушек, чтобы продемонстрировать, на что способны. Есть паренек с аутизмом – уже кандидат в мастера спорта. Благодаря коллективным тренировкам, новым друзьям стал общительнее, увереннее в себе.
На скамейке для «сухого плавания» ребята отрабатывают каждое движение
Поддержать юных пловцов из Бобруйска, добившихся высоких спортивных результатов, взялся Могилевский областной комплексный центр олимпийского резерва. Заместитель директора центра Александра Панькина называет такое шефство ступенькой к национальной сборной по инваспорту:
– Мы уже взяли под опеку трех учеников Родиона Синицына. Имеются в виду расходы на соревнования, специальные выплаты юным спортсменам на питание. Речь идет о государственной поддержке человека без возрастных ограничений на протяжении его спортивной карьеры. Как только он достигает успехов на международной арене, ему выплачивается стипендия.
В Бобруйской специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва уже ставят вопрос о расширении отделения по инваспорту. В следующем году здесь собираются увеличить количество групп по плаванию. Вторым тренером готов работать сын Родиона Синицына.
В ТЕМУ
В Бобруйске инициативу инструктора по плаванию относительно реабилитации детей-инвалидов поддержали городские власти и областной центр олимпийского резерва.
e.kukshynskaya@gmail.com