Вода под ногами, мороз, работа от темна до темна и даже больше – в каких условиях идет разработка буреломов

Вода под ногами, мороз, работа людей от темна до темна, техники – порой круглые сутки. В каких условиях идет разработка буреломов, журналисты sb.by посмотрели во время недавнего выездного семинара-совещания по теме ликвидации ветровалов в лесах страны под руководством заместителя Премьер-министра Юрия Назарова. 


Напомним, поручение оперативно разобраться последствия урагана, прошедшего по лесам страны в середине января, дал Президент во время обращения с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Более 21,3 тысяч гектаров леса с объемом древесины 731,6 тысяч кубометров подлежат разработке после январского бурелома – такие уточненные данные привели в Минлесхозе. 

Наиболее пострадала от январского разгула стихии Могилевщина – свыше 5,1 тысячи гектаров с объемом почти 364 тысячи кубометров древесины. Это примерно четверть от всех площадей и около половины от объема подлежащей уборке древесины. В том числе сплошные санитарные рубки требуются в Могилевской области почти на 813 тысячах гектарах, выборочные – на площади более 1,36 тысячи гектаров, уборка захламленности – на территории свыше 2,93 тысячи гектаров. Работы в общей сложности здесь приближаются к экватору. Тем не менее, все мероприятия планируется завершить до 1 марта. Исключение – четыре самых пострадавших района, где крайний срок определен 15 марта. 


Так, в Могилевском лесхозе площадь ветровальных участков составляет 935,8 гектаров. Там, по оценкам, находится 63,24 тысячи кубометров древесины. В Белыничском лесхозе – площадь буреломов превышает 801 тысячу гектаров с объемом древесины 47,57 тысяч кубов. В Быховском лесхозе и Чаусском лесхозе – 582,5 тысяч гектаров с 88,97 тысячами кубометров и 475,4 тысячи гектаров с 76,08 тысячами кубов древесины соответственно. Отметим, что цифры эти постоянно корректируются, к сожалению, в большую сторону, потому что много участков находится в труднодоступным местах, что усложняет в том числе и оценку. Так, например, на утро пятницы в Белыничском лесхозе подсчитали: последствия ветровалов надо устранить на площади более 808 гектаров, где суммарно находится 49 тысяч кубометров древесины. 

Лесничий Осовецкого лесничества Белыничского лесхоза Оксана Никонович вводит в курс дела: 

– Больше всего пострадало леса в Круглянском лесничестве. Здесь же предстоит пройти 2,1 гектара сплошными санитарными рубками, 9,8 гектаров – выборочными. Нюансы работы в том, что участки небольшие в основном – 0,1 гектара, 0,4 гектара. 


Казалось бы, раз такие небольшие площади, почему они до сих пор не разработаны? Во-первых, сперва все силы были стянуты к автодороге М4, вдоль которой стихия тоже наделала немало «проплешин». Во-вторых, из-за того, что участки небольшие, часть времени техника тратит на перемещение от одного к другому. 

– Хорошо, что лесхоз в свое время приобрел харвестеры и форвардеры – все же техника заменяет людей, позволяет оперативнее справляться с работой, – обращает внимание Оксана Никонович. 


При этом операторы машин стараются как можно быстрее, насколько это возможно, разобраться с заданием. Как-никак раньше помогали морозы – держали твердой землю. Сейчас же на глазах теплеет – снег под колесами мощных машин превращается в воду, твердая земля – в грязь. Один неверный шаг мимо настила из оставшихся после рубки веток, неудачный прыжок с пня на пень – и нога минимум по щиколотку уходит в вязкую лужу, которая прячется под рыхлой снежной шапкой. Тяжелый харвестер грозно бурчит, пытаясь выбраться из только что образовавшейся колеи, разворачивается, захватывает стрелой ствол сломанного дерева, отрезает у основания, очищает от веток, разрезает на цилиндры разной длины. Неподалеку виднеется пень, торчащий из куска земли высотой метра четыре: многие ели от силы ветра просто упали набок, вывернув с конями глыбу почвы.

– Норма выработки при 12-часовой смене у машиниста харвестера около 160 кубометров. На буреломной лесосеке – около 100 кубов, – отмечает Оксана Никонович. – На зарплате ни машинистов, ни вальщиков это не сказывается: все регламентируется нормами. 


Неподалеку на небольшом участке трудятся вальщики. Лесник Осовецкого лесничества Андрей Буймистров не скрывает: работать непросто. Это машинисту харвестера в кабине всегда тепло и комфортно, вальщикам же согреваться приходится трудом. 

– При обычной норме заготовки в 12 кубов на буреломе получается 7,5-8, – говорит Буймистров. – Здесь надо внимательно смотреть вокруг, учитывать много нюансов, чтобы избежать ЧП. 

При этом важно и вовремя подкрепиться. Обед по согласованию с руководством лесник берет с собой в термосе. 


На другом участке, уже в Круглянском лесничестве, где объемы повреждений леса больше, неподалеку от делянки поставили передвижной современный вагончик. Приобрели его в прошлом году – как в воду смотрели, что пригодится. Внутри есть спальное место, стол, микроволновка, а также мини-мастерская. 


– Самая опасная работа – на ветровально-буреломных лесосеках. Кроме того, всегда на таких участках все упирается в сроки – надо убрать пострадавшую древесину как можно скорее. Но важно людям напоминать о технике безопасности. Ежедневный инструктаж перед началом работы на предмет соблюдения этих требований в лесхозах проводят обязательно. Почему бы не охватить и индивидуалов, которые помогают на услугах? Нельзя оставлять их без контроля – кто знает, как давно частник отрывал эти инструкции? Верно ли их понимает? Надо подумать, как их охватить, чтобы ничего не случилось, – поставил задачу Юрий Назаров. 






Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter