Почему жильцам многоквартирного дома в агрогородке Рудня отключили горячую воду

Вода не приходит сама

Небольшой трехэтажный жилой дом по улице Центральной в агрогородке Рудня Червенского района видно издалека: здесь это здание, пожалуй, одно из самых высоких. Яркий фасад, ухоженная территория, приветливые жильцы, готовые все насущные вопросы решать сообща: нужно сделать косметический ремонт в подъезде — дружно берутся за работу, пришло время высадить цветы под окнами — выходят с граблями и мотыгами. Советуются, а порой и спорят, но дело свое знают. Не так давно появился у них еще один повод для обсуждения. Увы, неприятный: в доме неожиданно отключили горячую воду. Корреспонденты «СБ» выехали на место, чтобы разобраться.



К графику подачи горячей воды, который у минчанина или, например, гомельчанина скорее вызовет непонимание, жильцы дома на 27 квартир в Рудне уже привыкли. Всего один раз в неделю, по субботам, они устраивали «банный день» — в остальное время из крана текла только холодная. По словам Светланы Шутовой из квартиры № 14, на такой расклад грех было жаловаться до недавнего времени:

Светалана Шутова уверена: ведра с чистой водой всегда нужно держать наготове.
— Представьте, в субботу, накануне большого праздника — Пасхи, открываю кран, а горячей воды нет! Никаких предупреждений, объявлений... Раньше наш дом был на балансе «Минскводоканала»: окна поменяли, квартиры утеплили, рядышком в пятидесяти метрах построили котельную, исключительно для того, чтобы отапливать нас. И раз в неделю по субботам, даже когда отопительный сезон уже закончился, подогревать для жильцов воду. Ждем той субботы не дождемся: утром встанешь и радуешься, ведь наконец–то можно расслабиться, в ванной полежать! А потом дом передали на обслуживание ЖКХ, и начались проблемы. После того как горячую воду отключили, слухи пошли, что ее больше вообще не будет. Мы стали звонить чиновникам, те отмалчиваются. А в последний раз и вовсе на речку послали мыться!

Пока пытаемся разобраться во всех перипетиях водного дисбаланса, в доме пропадает и холодная вода. Жительница квартиры № 17 Виктория Ильич машет рукой — это для нее вообще не новость:

— У нас такое случается периодически: зимой как–то раз воды не было сутки. Никакой. Моя мама ходила собирать снег, чтобы растопить для каких–то хозяйственных нужд. Ни колонки, ни колодцев поблизости нет. А у меня маленький ребенок, и купание в таких условиях — это целый ритуал: сначала нужно нагреть воду, налить в ванночку, включить на кухне газ, чтобы немного подогреть воздух, потому что в ванной очень холодно — змеевик–то не греет. Да что говорить, в туалете порой смывать приходится из ведер и канистр.

Похоже, с водой у местных и правда особые отношения. Вот Елена Щука из квартиры № 4 наловчилась по капле собирать ее в собственном подвале. С потолка в погребке она течет прямо в чашку, ее затем выливают в бидон — так и в помещении сухо, и драгоценные литры можно потом применить, скажем, для санитарных нужд. Ну а как иначе? Хозяйка рассказывает:

Елена Щука собирает драгоценные капли в подвале.
— У нас здесь живут около 80 человек: и молодые с детками, и лежачие старики, есть переселенцы из чернобыльской зоны — всего шесть семей. Плохо, конечно, когда такие перебои с водой. Скажете, можно поставить бойлер и жить себе спокойно? Но я с трудом представляю, как буду платить за это, ведь у меня семья из пяти человек. Учитывая, что граница норм расхода электроэнергии для жителей домов без электроплит, централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом — это 300 кВт, а в таком доме, как у нас, — 150 кВт, потребление сверх нормы придется оплачивать уже по более высокому тарифу. Выходит, одна надежда на нашу котельную: но раз работу по нагреву воды приостановили, значит, это, скорее всего, нерентабельно. Получается, нерентабельны мы, люди? Которым всего–то и нужно, что раз в неделю нормально помыться...

Вопрос Елены Константиновны мы переадресовали главному инженеру Червенского ЖКХ Александру Тарасику. Он и расставил точки над «i»:

— Не так давно мы подняли вопрос, касающийся эффективности работы котельной, которая обслуживает дом по улице Центральной. В месяц на зарплату мастера, оплату электроэнергии, подогрев воды мы приблизительно затрачивали до 700 рублей, а жильцы оплачивали около 30 рублей — это общая плата со всего дома. Конечно, для нас это серьезные расходы, которые не окупаются. С другой стороны, есть государственные социальные стандарты в области ЖКХ: горячая вода для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией, должна подаваться два раза в неделю. В исключительных случаях, учитывая имеющиеся технические возможности, местные исполкомы могут сами утверждать графики подачи горячей воды. Мы взвешивали все за и против, пробовали подавать воду по часам, а потом пришли к выводу, что достаточно одного дня в неделю. Бани в населенном пункте нет, конечно, без горячей воды жителей оставлять нельзя. Сейчас котельная готовится к следующему отопительному сезону, но в ближайшее время воду мы обещаем дать.

К слову, пока этот материал готовился к печати, из кранов многострадального дома по улице Центральной пошла–таки тепленькая. О чем нам сообщили жильцы, трижды постучав по дереву: точно не отключат снова?

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель генерального директора по коммунальному хозяйству жилищно-коммунального хозяйства Минской области Андрей Шульга:

— В каждом населенном пункте Минской области ситуация с обеспечением подачи горячей воды в жилфонд разная: графики утверждают местные исполнительные органы власти. Где–то воду подают в определенные часы, например, только вечером, в других городах — в определенные дни недели. Жильцы должны быть извещены о графике, чтобы никаких казусных ситуаций не возникало.

meleshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter