Вода камень точит

Корреспондент «СБ» вник в тонкости работы водолазов

Корреспондент «СБ» вник в тонкости работы водолазов


Гидроузел на Заславском водохранилище — самое крупное гидросооружение в Минске. Стратегический объект. «Перекроешь» здесь воду — высохнет Свислочь. Много чего может случиться... Поэтому обследуют станцию как минимум трижды в год. Зевак и сторонних наблюдателей при этом стараются не приглашать: мало какие секреты выведают. Но нам попасть на очередной осмотр подводных конструкций все же удалось...


10 часов утра. Возле шлагбаума, закрывающего вход на территорию Минского участка насосной станции и гидросооружений, уже ждет бригада промышленных водолазов. Впрочем, бригада — сказано громко. Специалистов такого уровня и квалификации в Минске всего трое.


— Профессионалы, работают по 10 — 15 лет, — знакомит нас с водолазами старшина звена Дмитрий Стригун. — Работа тяжелая, ежегодно нужно проходить медкомиссию. Здоровье должно быть, как у летчика. Даже поднять снаряжение непросто — весит около 40 килограммов. Вот попробуйте!


Где там... Хотя в воде, говорят, «снаряга» становится раз в 10 легче. Для профи не проблема.


Сегодня погружение предстоит неглубокое — на четыре–пять метров. Но опасностей в себе здешняя вода таит немало. По технике безопасности положено: один погружается, другой держит водолазный конец (обычную с виду веревку), третий контролирует ситуацию. Если много работы, спускаются по очереди. Но так чтобы сразу все — никогда.


Павел Власов, самый молодой в бригаде специалист, облачившись в тяжеленный костюм, проверив, насколько все прилажено и подогнано, уходит под воду. За ним тянется «шлейф»: один край водолазного конца прикреплен к водолазу, другой остается на берегу в руках у напарника. Смотрю на мутную жижу и думаю: погрузиться не решилась бы никогда. Однако промышленные водолазы — люди привычные. Хоть и мечтают о Красном море, готовы работать на благо Минского...


А дел хватает. В основном ремонт: подводное бетонирование, слесарные, сварочные, монтажные работы. Очищать русло — тоже их забота. Во время погружений чего только не видели на дне. От брошки до автомобиля.


Некоторые исследования проводят, вооружившись камерой. Водолаз осматривает и снимает на видео, а наверху специалисты в «прямом эфире» изучают состояние сооружения.


Но вот один из подводников дергает за конец веревки. Что–то случилось? Нет, просто проверка. В этот раз подводных неприятностей ожидать не стоит. Подводнику остается только соотнести увиденное с нормативом. Конструкция знакомая: гидроузел состоит из ГЭС, бетонной и земляной плотины.


— Наша задача — обнаружить дефекты на ранней стадии. Разрушения ведь не происходят за день или месяц. На это уходят годы, — уточняет Дмитрий Стригун. — Вода камень точит, тут важно не допустить, чтобы просочившаяся капля проделала тоннель. Иначе фильтрация может подмыть сооружение. Оно осядет как карточный домик.


Пока мы обсуждаем такую малоприятную перспективу, водолазы выходят из воды. Все в порядке. Минутная передышка — и переходим к осмотру земляной плотины. Тоже важнейшая конструкция. Парапет защищает от ветра и от ледохода. Интересно, а если бы насосная станция вдруг на несколько часов остановила свою работу?


— Если в одночасье всю эту огромную массу воды из Заславского водохранилища пустить в Минск, то в городе уровень поднимется на 6 — 7 метров, — отвечают на мой вопрос подводники.


— А что, если воду перекрыть?


— Свислочь пересохнет. Небезопасно! В первую очередь с санитарной точки зрения. Начнутся застойные процессы. Комсомольское озеро превратится в болото. Кроме того, вода нужна для улучшения микроклимата в городе. Зимы от этого мягче. «Питаются» из Свислочи и минские ТЭЦ. Автомобильный завод, литейные цехи используют воду в производстве. Чтобы поддерживать в городе нормальное санитарное состояние, меньше 3 кубических метров в секунду станция не сбрасывает никогда. Сейчас, к примеру, семь кубов. Но главное для нас — обеспечить работу ТЭЦ, не допустить остановки турбины, ведь резерва там нет. А чтобы запустить ее заново, потребуется около миллиона долларов.


...На сегодня все. Осмотр окончен. Все в норме, повреждений не выявлено.


— Голову помой! — кричат Павлу Власову с берега.


Это такая шутка. А скафандр и вправду в зеленой тине. Рядом с берегом плавают пивные бутылки, сигаретные пачки...


— Ветер изменился, весь мусор прибило. Но бывают погружения куда неприятнее! — говорят водолазы. — В бытовые стоки, например. Поэтому работаем в абсолютно герметичных костюмах.


Водолаз снимает баллоны. Через несколько минут вывернутый наизнанку комбинезон уже сушится на веревке. Скоро снова пригодится. Предстоит заменить затворы на ТЭЦ, отрегулировать «ливневку»... Работы много, специалистов для огромного города явно не хватает, а самое грустное, по словам подводников, что труд их — незаметен и часто не оценен. Поэтому, открывая в очередной раз водопроводный кран, вспомните, что жажда и катаклизмы Минску не грозят в том числе и благодаря промышленным водолазам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter