«Вода как вода...»

Что пьют сегодня жители регионов, пострадавших от чернобыльской катастрофы?

Зона загрязнения

В последний раз в деревне Светиловичи Ветковского района была лет пять назад. Помню, тогда вдоль дороги были установлены желто-черные значки, предупреждавшие о зоне радиационного загрязнения и запрещавшие посещение лесов. В двух местах по пути следования от Ветки до Светиловичей стояли дорожные патрули милиции, которые в обязательном порядке останавливали проезжающие машины, проверяли у пассажиров документы, выясняли цель поездки. До сих пор стоит перед глазами поднимающийся от мокрого теплого асфальта густой пар, от которого дышать становилось еще труднее. Казалось, что вместе с испарениями в воздухе висят стронций и цезий...

А вскоре мы въехали в Светиловичи. Меня тогда очень удивило, что в отселенной деревне работали детский садик, магазин, а на соседнем огороде женщина копала картофель. Словно и не было всего в каком-то километре поста дорожного патруля и знаков, предупреждающих о страшной опасности.

Жизнь продолжается…

В этот раз ехала в Светиловичи на небольшом аккуратненьком рейсовом автобусе. Про себя подумала, что трасса стала более оживленной: то и дело проносились мимо и заграничные легковые авто, и более солидный объемный транспорт. Время от времени на дороге попадались возвращавшиеся из леса грибники с наполненными корзинками. Исчезли устрашающие знаки, запрещающие посещение лесов.

Солнце, как и в первый раз, палило нещадно. Захотелось пить. Вдоль улицы с небольшими интервалами стояли колонки, выкрашенные в небесно-голубой цвет. Все они, кстати, оказались действующими, но вода в них, на вид прозрачная, носила затхлый запах труб, от чего пить ее расхотелось.

У одной из колонок мальчик с девочкой поили из ведра жеребенка, рядом с другой — загорелая до коричневого цвета местная жительница полоскала белье.

— Как водичка? — спрашиваю у нее.

— Хорошая, стирать можно, — заулыбалась она приветливо. — Правда, когда трубы чистят или башню ремонтируют, от нее идет неприятный запах. А вообще, мы привыкли и этого уже не замечаем.

— Да какая там хорошая вода! — вмешалась в разговор другая, проходившая мимо женщина. — Пить ее невозможно, противная, да к тому же с душком. А другой раз так из трубы может и жук в ведро попасть…

— Да что ты говоришь, Люба, нормальная вода, — не согласился с ней ее спутник.

Заведующая почтовым отделением Вера Кожемякина жаловаться на воду не стала.

— Помню, раньше дефицит воды был. Теперь никаких проблем нет. А вкусная или невкусная — не знаю, вода как вода…

— Хорошая у нас в централизованном водопроводе вода, — заверяет председатель сельсовета Алексей Чварков. — Она из артезианской скважины. Станция обезжелезивания своя. Бывает, фильтры засоряются, так их периодически чистят коммунальщики.

— Всем вода поступает централизованно? — уточняю на всякий случай.

— Есть и колодцы, — добавляет Алексей Васильевич. — Но я брал пробу и там, лично возил в Ветковскую санэпидемстанцию. Везде — в пределах нормы.

Теперь в Светиловичах проживают 870 человек. Есть средняя школа, где насчитывается 122 учащихся, в детский сад ходят 30 малышей. Жизнь в деревне как бы разделилась на два периода: до Чернобыля и после… Когда-то в ней работали молокозавод, хлебозавод, крахмальный завод. После аварии некоторые уехали, но многие потом вернулись. Сегодня ССП «Светиловичи» является филиалом предприятия «Гомельхлебпром» На близлежащих землях выращивают зерновые колосовые культуры, рапс, кукурузу, разводят КРС. Так что, в принципе, людям есть, где работать. Весомым подспорьем для большинства стали приусадебные участки. Ведь уровень радиации за эти годы уже не превышает пятнадцати кюри.

Ирина ЮСОВА, заведующая санотделом Ветковского районного центра гигиены и эпидемиологии:

— Производственно-лабораторный контроль воды по всем населенным пунктам района проводим раз в квартал. В Светиловичах берем 17 проб из пяти точек. Превышения нормативных показателей по микробиологии не обнаружено, по железу — в два раза. Аналогичная ситуация и в других населенных пунктах, которые когда-то подлежали отселению, но где все еще живут люди — Шерстин, Хальч, Юрковичи, Железники, Новиловка. Проблемы чаще всего возникают по колодцам. Они, как правило, находятся рядом с огородами, которые постоянно удобряются, и вода во многих колодцах превышает нормативные показатели по нитратам…

Иван ГАВРИЛОВЕЦ, начальник участка водоснабжения КЖУП «Ветковское»:

— Практически во всех населенных пунктах имеются артезианские скважины. В Светиловичах такая скважина действует с 1972 года. Станцию обезжелезивания запустили в 2009-м. Второй год с водой проблем нет. Бывает, что местные жители жалуются на ее вкусовые качества, но все БАК-анализы хорошие — это подтверждает наша санэпидстанция. Мы даже в Добруш возили пробы воды и проводили независимую экспертизу. Для того чтобы улучшить качество воды в Светиловичах, хотим пробурить резервную артезианскую скважину глубиной 190 метров, но пока начало работ сдерживает нехватка средств. В перспективе предусмотрена замена труб в центральном водопроводе. Так что, думаю, и по вкусовым качествам здесь в ближайшее время все вопросы будут сняты.

Материалы подготовила Наталья ВАКУЛИЧ, собственный корреспондент «БН» по  Гомельской области

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter